Экономика
Бюджетные вызовы 2018-го
14 мая 2018, Ульяна Яхно

За четыре месяца текущего года, планы по поступлениям в госбюджет не выполнены ни по таможенным, ни по налоговым платежам, ни по поступлениям от других министерств и ведомств. Единственный, кто вписался в нормативы Минфина – это Национальный банк, остальные статьи доходов, хоть и фиксируют прирост в сравнение с предыдущим годом, ожидания Министерства финансов в текущем году не оправдывают. Отставание от плана небольшое, лишь 2%, но тренд сохраняется с начала года и многих заставляет задуматься о реальности выполнения Госбюджета — 2018.

 

Фото: elpais.com.sv

 

Бюджет 2017-го правительство выполняло в довольно сложных условиях. Темпы экономического роста, несмотря на низкую сравнительную базу, начали снижаться (до 2,5%), инфляция при этом превысила ожидания как КМУ, так и НБУ, гривня немного ослабила свои позиции, чистый приток прямых иностранных инвестиций сократился. В итоге, согласно аудиту Счетной палаты Госбюджет прошлого года так и не был выполнен, ни в части расходов (на 31 млрд грн), ни в части доходов (на 3,4 млрд грн). Единственное, в чем правительство преуспело в прошлом году – это в повышении долговой нагрузки Украины – государственные займы составили 37,2% ресурсов госбюджета 2017-го, а темп роста долговых обязательств в четыре раза превысил прирост реального ВВП станы.

 

Динамика доходов бюджета текущего тоже не радует. Мы перетянули в этот бюджетный год все проблемы предыдущего, не сделав практический никаких выводов, но необоснованно заложив в госсмету 20% рост поступлений. Естественно недобор средств нам аукнется массой финансовых проблем и не по итогам года, а уже в третьем квартале.

 

Данные января были неинформативны, недобор в сравнении с предыдущим периодом был очень скромным. Правда, в январе 2018-го мы уже активно возмещали НДС экспортерам, а вот в январе 2017 возмещений не было. Что давало надежды на профицитность. Но итоги февраля не порадовали – доходы не только не превысили прошлогодние показатели, они были даже меньше, 100 млрд грн против 105 млрд. Темп роста доходов ушел в минус, заставив многих волноваться. В коридорах Министерства финансов заговорили о необходимости новых заимствований не только для погашения внешних обязательств Украины перед кредиторами, но и для покрытия дефицита бюджета текущего года. В марте-апреле ситуация несколько исправилась, рост поступлений в общий фонд госбюджета по итогам четырех месяцев составил 248,8 млрд грн, на 16,7% опередив показатели прошлого года. Но поводом для радости эта динамика не стала. Во-первых, в апреле НБУ перечислил в бюджет 15 млрд грн, что отразилось на динамике поступлений. Во-вторых, она все равно отставала от заложенных в бюджет темпов роста доходов.

 

Фото: LB.ua

 

Причин несколько и их необходимо учитывать, анализируя вероятность выполнения текущего бюджета. Данные прошлого года зафиксировали снижение экономической активности. Почти три четверти прироста реального ВВП обеспечили торговля, услуги и строительство, а вот вклад в прирост ВВП промышленности в сравнении с 2016-м годом сократился в пугающие пять раз. За прошлый год объемы промышленного производства увеличились лишь на 0,4% благодаря почти 5%-му росту выпуска продукции перерабатывающей промышленности. В то же время сократились объемы производства железной руды, черных металлов и изделий их них. Даже при росте цен на эти виды продукции на мировых рынках и росте стоимости экспорта этих товаров.

 

Удивительно, но даже агропромышленность, которая в последние годы была драйвером экономического роста страны, в 2017 начала сдавать позиции – производство сельскохозяйственной продукции начало снижаться. Пока откат скромный – на 2,7%. Но причина отката заставляет задуматься, ведь речь идет не о традиционном спаде в животноводстве, который мы наблюдаем уже не первый год, а о сокращении производства продукции растениеводства. Прошлогоднее снижение вызвано сокращением урожайности кукурузы и подсолнечника – наших основных экспортных товаров. По прогнозам в этом году урожайность подсолнечника и кукурузы начнет восстанавливаться, однако показателей 2016-го все равно не достигнет. При этом ожидается сокращение урожайности озимой пшеницы, ржи, гороха, овса и риса. Если прогнозы подтвердятся, то сложившуюся в прошлом году ситуацию изменить будет сложно – импорт продолжит опережать экспорт.

 

Напомним, что по итогам 2017-го темп роста импорта вдвое превысил темпы роста экспорта. Да, это неоспоримый плюс для Госбюджета, отдельные статьи его доходов благодаря этому в 2017-м увеличились на общую сумму 30 млрд грн. Но есть и обратная сторона медали – если импорт растет быстрее экспорта, в стране создается дефицит валюты, что является одним из основных факторов девальвации и инфляции, как ее последствия.

 

Инфляция потребительских цен в прошлом году (декабрь к декабрю) по данным Госстата составила 13,7%. Для правительства сплошные плюсы, ведь рост цен, увеличивает поступления в бюджет от таких непрямых налогов как НДС, например. Но в среднесрочной перспективе это приводит к снижению потребительского спроса и дальнейшему сокращению экономики и снижению налоговых поступлений.

 

Фото: Макс Требухов

 

В прошлом году превышающая все ожидания инфляция, позволила дополнительно привлечь в бюджет лишь 5,5 млрд грн. При этом план поступлений внутреннего НДС (от произведенных в Украине товаров и услуг) с учетом бюджетного возмещения, все равно не был выполнен на 22% (18 млрд грн). Поступления от акцизов тоже были ниже от плановых на 7,4%. Не выполнены были планы по сбору ренты, НДФЛ, арендной платы за пользование госимуществом и проч.

 

По сути, в прошлом году плановые показатели были достигнуты и превышены лишь по трем пунктам: НДС с ввезенных в Украину товаров, средства от конфискации, средства от выдачи разрешений на пользование недрами. Причем надежным и постоянным источником поступлений можно считать лишь «импортный» НДС, он и в этом году будет расти. Остальные источники дополнительных поступлений либо ненадежны, либо напрямую зависят от роста экономики, который замедлился.

 

По данным НБУ, в начале года доходы сведенного Госбюджета росли очень умеренно, несмотря на благоприятные общеэкономические тенденции, из-за ряда временных факторов. В частности, низкие темпы прироста поступлений НДС связаны как с ростом объемов возмещения этого налога экспортерам, так и с налоговыми изменениями работы системы рисков (временно приостановленной в декабре 2017-го). Сократились и поступления от налога на прибыль.

 

Хорошую динамику поступлений показывают налоги на международную торговлю (благодаря росту розничной торговли, импорта и ослабления национальной валюты) и поступления налога на доходы физлиц, так как заработная плата украинцев, пусть не так как хотелось бы, но растет. Условно положительной можно считать динамику неналоговых поступления, так как они растут, но не так быстро, как рассчитывало правительство.

 

Фото: stockworld.com.ua

 

В тоже время не много надежд на то, что расходная часть бюджета будет сокращаться. С начала года достаточно стремительно растут расходы на оплату труда и капитальные расходы. А впереди еще большие траты, спрогнозировать которые даже правительству не просто.

 

Если цена газа будет приведена к импортному паритету, нынешние немалые затраты страны на субсидии на оплату услуг ЖКХ, могут еще больше возрасти. Минсоцполитики уже начало менять правила назначения субсидий, и изменения эти приведут к уменьшению числа тех, кто получит государственную помощь. Но поможет ли это?

 

На сегодняшний день основным драйвером украинской экономики был потребительский спрос. Именно благодаря повышению минимальной заработной платы и индексации пенсий, удалось повысить покупательную способность населения, стимулируя производителей. Если часть из них будет лишена субсидий, дополнительные средства, которые домохозяйства получили в прошлом году, практически полностью будут уходить на оплату коммунальных счетов, а спрос на другие товары и услуги снова начнет сокращаться, лишь усугубляя снижение темпов экономического развития. Да, если правительство таки решится на дальнейшее повышение минимальной зарплаты, они смогут, правда не так ощутимо, как в прошлом году, стимулировать спрос. Но это повышение также потребует роста бюджетных расходов, ведь придется повысить зарплаты и армии госчиновников. И удержать баланс в сложившейся ситуации – первоочередная задача правительства.


Материал взят с сайта LB.ua — проекта Института Горшенина