Внутренняя политика
Принят закон "О дипломатической службе". Что в нем нового
05 апреля 2018, Игорь Соловей

Принятие Закона позволит реформировать дипломатическую службу и обеспечит переход от постсоветской системы дипломатической службы к дипломатической службе европейского образца

 

Верховная Рада проголосовала во втором чтении за новый закон «О дипломатической службе». «За» проголосовало 276 депутатов, «против» — 1, воздержалось 15, не голосовало 70 депутатов.

 

LB.ua ранее уже писала о необходимости такого закона. Так, Госсекретарь МИД Украины Андрей Заяць в интервью LB.ua рассказал, что работа над законопроектом о дипломатической службе велась 2 года. Были разные подходы к нему — от очень революционно-радикальных до совсем консервативных, косметических. В результате остановились на среднем варианте.

 

Необходимость нового закона дипломат объяснил тем, что, во-первых, МИД живет до сих пор по закону 2001 года. Поэтому после вступления в силу 1 мая 2016 нового «Закона о государственной службе» несоответствия между двумя законами начали очень-очень мешать нашей работе.

 

Во-вторых, МИДу нужны дополнительные механизмы, которые бы и стимулировали работников, а также предусматривали дисциплинарное влияние на них. «Будем говорить откровенно — есть определенный кадровый балласт, который накопился за всю историю работы министерства и который тянет нас назад. И стимулированиями и наказаниями, которые есть в наших руках сейчас, мы на самом деле не можем настолько обновить состав наших работников, как этого требуют современные задачи перед всей дипломатической службой», — сказал он.

 

Фото: надано автором

 

По его субъективной оценке, для того, чтобы система дипломатической службы Украины была действительно эффективной, МИДу надо избавиться примерно трети работников — «это те, которые не могут работать в новых условиях». И набрать на их место новых, которые готовы работать в новых условиях, по-современному, с полной самоотдачей.

 

«Поэтому суть нового законопроекта в том, что дипломатическая служба — это государственная служба особого характера. Особого, потому что в отличие от государственной службы, мы работаем и за рубежом, и в сложных странах, и в дальних странах. В отличие от классической государственной службы, у нас есть дополнительные требования по знанию иностранных языков (где это желательно, но не является обязательным условием). Поэтому это все надо было кодифицировать, закрепить в законе», — рассказал LB.ua Заяць.

 

Что нового в законе?

 

В первом чтении закона был принят еще 7 декабря 2017 года. После этого депутатами было внесено множество правок, однако большинство из них не прошли: на 98% текст остался прежним, а 2% правок не являются критичными для дальнейшей работы МИД Украины. «Переживем», — отметил в разговоре с LB.ua высокопоставленный украинский дипломат.

 

Не станем публиковать полный текст закона — он есть на сайте Верховной Рады. Рассмотрим только какие новшества предусмотрены новым законом.

 

Во-первых, приводится в соответствие с требованиями законодательства о государственной службе конкурсная процедура вступления в дипломатическую службу.

 

Во-вторых, вводится состязательность работников дипломатической службы на каждом этапе карьерного продвижения.

 

В-третьих, документом повышаются требования к дипломатам по сравнению с другими государственными служащими. В частности, обязательное владение двумя иностранными языками, хорошее состояние здоровья, психологическая устойчивость, иногда невозможность быть вместе с семьей в долгосрочных командировках.

 

Еще одно положение — закрепляется возможность установления ненормированного рабочего дня за рубежом (дипломаты работают 24/7 для защиты интересов государства и прав украинских граждан).

 

Фото: Макс Требухов

 

Кроме того, предполагается императивность ротации ˗ обязательность направления работников дипломатической службы в долгосрочные командировки в интересах службы, как это установлено законодательством многих ведущих государств мира, включая возможность перевода из аппарата Министерства в зарубежные дипломатические учреждения Украины и в обратном направлении.

 

Законом предусматривается возможность увольнения с дипслужбы за одноразовое грубое нарушение должностных обязанностей должностным лицом дипломатической службы, которое нанесло ущерб имиджу Украины за границей или развития отношений с соответствующим государством или международной организацией.

 

Также регулируются особенности командировки работников дипломатической службы для работы в секретариатах международных организаций. В том числе в случаях, если правилами таких организаций предусмотрено, что расходы возлагаются на государство, направляет такое лицо (ОЧЭС, ГУАМ и т.д.).

 

Предусматривается обязательное профессиональное обучение и подтверждение квалификационного уровня работника на каждом этапе прохождения службы, в частности в Дипломатической академии Украины имени Г.Удовенка.

 

Кроме того, унифицируется количество дипломатических рангов и сроки пребывания в них с соответствующими сроками пребывания в рангах государственных служащих (три года от атташе до советника первого класса).

 

Порошенко під час зустрічі з діаспорою в МельбурніФото: www.president.gov.ua. Порошенко під час зустрічі з діаспорою в Мельбурні

 

Устанавливается и единый срок долгосрочной командировки работников дипломатической службы (до четырех лет в государствах с нормальными климатическими условиями и стабильной ситуации безопасности, и до трех лет — в государствах с тяжелыми климатическими условиями или сложной ситуации безопасности).

 

Что касается уплаты расходов на медицинское обслуживание во время работы за рубежом, то оно нормируется с учетом гарантированного государством минимума в рамках медицинской реформы.

 

Экономия государственных средств обеспечивается путем возможности найма местного обслуживающего персонала за рубежом по контракту как это практикуется ведущими государствами мира.

 

Кроме того, Комитет по иностранным делам получил возможность влиять на назначение послов. Как известно, сейчас послы назначаются указом президента Украины. В соответствии же с новым законом такой порядок сохраняется, однако теперь перед назначением посол будет обязан презентовать свое видение работы перед депутатами профильного парламентского Комитета ВР, а Комитет по результатам таких предварительных консультаций сможет вынести свои рекомендации по кандидату.

 

Глава Комитета Ганна Гопко сообщила в комментарии LB.ua, что принятие Закона позволит реформировать дипломатическую службу и обеспечит переход от постсоветской системы дипломатической службы к дипломатической службе европейского образца.


Материал взят с сайта LB.ua — проекта Института Горшенина