12 октября 2016 года Институт Горшенина провел VI Национальный Экспертный Форум «Ключевые вопросы года». В ходе трех панелей почетные гости, эксперты и журналисты обсудили, как прожила Украина последний год и какие вызовы стоят перед ней в ближайшее время.



В данной публикации мы собрали некоторые комментарии спикеров и экспертов всех панелей форума.



 

​Порошенко: Украина выбрала демократию и свободу, важно не ошибиться с путем достижения этой цели

 

Президент направил обращение участникам VI Национального Экспертного Форума.



Украина определила своей целью демократию и свободу, и теперь важно не ошибиться с путем ее достижения. Об этом говорится в обращении президента Петра Порошенко к участникам шестого Национального Экспертного Форума, организованного Институтом Горшенина.

 

Президент подчеркивает, что НЭФ за последние годы стал уникальной коммуникационной платформой, которая объединяет экспертов, представителей гражданского общества, политиков и должностных лиц с целью обсуждения стратегий, идей и анализа возможных подходов к тем вызовам, которые стоят перед страной.

 

«Сегодня Украина требует новых решений, знаний и опыта. Отмечу, что их невозможно получить без коммуникации, широкого и качественного диалога с глобальным миром. Нам действительно нужны дискуссионные площадки, на которых будут не только обсуждаться неотложные вопросы, а и рождаться смелые решения», — говорится в обращении.

 

«Украина уже определилась с целью — мы выбрали демократию, свободу, европейское будущее и ценности. Теперь важно не ошибиться с выбором путей, которыми мы будем идти к поставленной цели», — заявил президент Украины.
Премьер-министр Владимир Гройсман, который также обратился к участникам форума, также подчеркнул важность этой дискуссионной площадки для наработки идей и предложений, которые затем могут взять на вооружение государственные компании, министерства и ведомства.

 

«Поэтому особо приятно видеть заинтересованность в современных процессах Украины со стороны иностранных политиков, экспертов, представителей бизнеса, которые присоединились к работе Национального Экспертного Форума. Наша страна всегда открыта к диалогу, в частности с теми, кто предлагает дальновидное сотрудничество и готов поделиться своим уникальным опытом», — подчеркнул премьер-министр.

 

 



 

Глава Луганской ВГА организовал для местных чиновников тур в Западную Украину

 

Некоторые из них никогда не были вдалеке от Луганской области.



Глава Луганской военно-гражданской администрации Юрий Гарбуз на Национальном Экспертном Форуме, организованном Институтом Горшенина, рассказал, как он организовал тур по Западной Украине для местных чиновников.

 

«Когда я приступил к работе губернатором, на первом же совещании мы обсуждали вопрос децентрализации, и были очень разные мнения. И у меня родилась идея — взять и посадить в автобус тех, кто за, и тех, кто против, и дать возможность проехать по всей Украине, чтобы посмотреть все плюсы и минусы, все положительные и отрицательные моменты, которые проходят в децентрализации», — заявил он.

 

В итоге было принято решение и противников, и сторонников децентрализации посадить в один автобус.

 

В рамках тура чиновники посетили Полтаву, Винницу, Хмельницкий, Тернополь, Львов и Закарпатье. По словам Гарбуза, для некоторых чиновников эта поездка была откровением, так как они ни разу не были в Западной Украине.

 

«Мы очень долго, на протяжении 25 лет, не так часто выезжали в остальную Украину. Поэтому у нас, как один из вариантов, и произошло то, что произошло. Мы мало общались», — сказал он.

 



 

Синютка: против децентрализации выступают люди с советским мышлением

 

Местные бюджеты Львовской области получили на 1,7 млрд гривен больше запланированного за 9 месяцев года.



Децентрализации сопротивляются люди с советским мышлением, а также те, кто сейчас получает выгоду от незавершенной реформы. Об этом сказал Олег Синютка, руководитель Львовской областной государственной администрации.

 

«Сегодня нет публичной дискуссии, нужна или не нужна децентрализация. Хотя любой опрос, я уверен, покажет, что она нужна. Сегодня только во Львовской области местные бюджеты за 9 месяцев получили дополнительно 1,7 млрд гривен больше запланированного», — сказал Синютка.

 

В то же время есть сопротивление децентрализации. По мнению Олега Синютки, этому есть два объяснения. Во-первых, децентрализация позволит «навсегда оторваться от постсоветского мышления». То есть децентрализации сопротивляются люди с советским мышлениям, которые боятся перемен. Во-вторых, некоторые областные центры имеют бюджеты развития 1,5-2 млрд гривен. И в условиях незавершенной децентрализации они являются распорядителями этих средств, это демонстрирует их успешность. Если реформа пойдет дальше, то эти средства придется передавать на более низкий уровень.

 

Олег Синютка также подчеркнул, что сильный импульс децентрализации даст передача право на распоряжение землей объединенным общинам.

 



 

Миклош: в Украине не хватает политической воли для решительных реформ

 

«Надо делать эти реформы более быстро, более глубоко».



Сопреседатель группы стратегических советников по поддержке реформ при Кабмине Иван Миклош заявил, что в Украине есть политическая воля для небольших реформ, но ее не хватает для более глубоких изменений.

 

«Если бы не было политической воли, не было бы реформ. И в первый раз в истории Украины от Евромайдана до сих пор реформы идут. В первый раз! Но надо делать эти реформы более быстро, более глубоко. Для этого политической воли не хватает», — сказал он.

 

«Почему не произошли изменения в Украине и произошли в Польше? Потому что в Польше были сделаны реформы. Не только децентрализация — структурные реформы, рыночные реформы. Это хороший пример: нужно сделать все реформы», — подчеркнул Миклош.

 

Напомним, стратегическая группа советников по поддержке реформ в Украине во главе с Лешеком Бальцеровичем и Иваном Миклошем 15 сентября 2016 завершила разработку пакета ключевых реформ и передала его на рассмотрение Президенту, Кабмину и Верховной Раде.

 

Пакет реформ написан на основе плана действий правительства и других программных документов. Он включает в себя самые важные шаги, необходимые для усиления фискальной и финансовой стабильности Украины, уменьшение коррупции, ускорение развития среднего бизнеса, улучшения структуры и деятельности государственного аппарата.

 



 

Бессмертный: уездный центр должен стать информационным центром для граждан

 

Украинским реформам не хватает современных коммуникационных систем.



В Украине царит хаос в системе вертикальных и горизонтальных отношений, считает Роман Бессмертный, украинский политик, историк, общественный деятель и дипломат.

 

«Странам, которые переживают трансформацию, важна эффективная работа системы вертикальных и горизонтальных отношений. Сегодня украинским реформам не хватает современных коммуникационных систем. Уезднный центр должен стать центром информационного тотального обеспечения для местных жителей. Сегодня у нас 488 уездных районных центров. Может ли там гражданин получить исчерпывающую информацию — по медицине, соцобеспечению, образованию?» — задается вопросом Бессмертный.

 



 

Миклош упрекнул Раду в недостаточной поддержке законопроектов Кабмина

 

В 2015 году украинский парламент поддержал только 37% проектов.
В 2003 году парламент Словакии принял более 99% реформаторских законопроектов, которые были предложены Кабмином. Для парламента Украины в 2015 году этот показатель был равен только 37%.

 

Об этом рассказал сопреседатель группы стратегических советников по поддержке реформ при Кабмине Иван Миклош на VI Национальном Экспертном Форуме Института Горшенина.

 

«В 2003 году Словакия была самой реформаторской страной в мире. Мы сделали очень глубокие реформы. Это было 207 правительственных законов и 36 от членов парламента с коалиции. Из 207 правительственных законопроектов парламент принял 206. Только один законопроект не был принят. Какой показатель в Украине в прошлом году, когда коалиция имела конституционное большинство? Только 37%», — сказал он.

 

Миклош добавил, что, возможно, не все эти проекты были реформаторскими, но большинство все же были.

 



 

Пташник рассказала о сопротивлении децентрализации в Раде

 

Заявления партий об этой реформе и их действия не всегда совпадают.



Депутат Верховной Рады Виктория Пташник считает, что заявления и действия отдельных политических сил по поводу децентрализации не всегда совпадают.

 

«Если проанализировать политические программы всех политических сил, которые шли в парламент, то мы почти у каждой увидим лозунги за децентрализацию. Если же попросить экспертов проанализировать законопроекты в сфере децентрализации, которые на сегодня находятся в парламенте, и затем проанализировать, были ли они поддержаны этими политическими силами, которые якобы выступают за децентрализации, то мы увидим некоторое несоответствие», — сказал Пташник.

 

В качестве примера она привела законопроект №4772 о добровольном объединении территориальных общин.

«Действующее законодательство не предусматривает процедуру присоединения тех территориальных громад, которые оказались вне процесса объединения. Чтобы предоставить эту возможность сельсоветам, нужно принять закон, по поводу которого мы начали дискуссию в парламенте еще в конце прошлого года. В конце сентября законопроект №4772 мы наконец приняли в первом чтении. Но этому предшествовали баталии с профильным комитетом, потому что в течение некоторого времени комитет по государственному строительству и местному самоуправлению просто не ставил его даже в повестку дня своего заседания. Потому на согласительном совете, когда комитет уже рекомендовал этот законопроект, его председатель, вместо того чтобы поднимать вопросы, касающиеся его компетенции, постоянно высказывался по поводу судебной реформы, Высшего совета правосудия и так далее. Очевидно, что это не компетенция комитета. Потом, когда законопроект наконец попал в зал, его почему-то обходили, и некоторые парламентарии под лозунгом «Защитим село» пытались блокировать прохождение этого проекта», — рассказала депутат.

 



 

Кулик: только 23% украинских городов имеют уставы

 

Гражданам нужно дать инструмент контроля над исполнительной властью и местным самоуправлением.



Децентрализация будет работать в интересах простых граждан, когда они получат контроль над чиновниками из исполнительной власти и местным самоуправлением. Такое мнение высказал Виталий Кулик, директор Центра исследования гражданского общества.

 

«Изначально закладывалась философия, что цель реформы децентрализации — комфортная жизни человека, члена территориальной общины. Но для этого должен быть у человека инструмент для контроля над исполнительной властью и местным самоуправлением. До сих пор не приянты законы о местном референдуме с четко очерченным перечнем вопросов, которые могут рассматриваться на местном уровне. Не принят закон о конференциях и собраниях граждан, не принята новая редакция закона об органах самоорганизации населения (ОСН). У нас только в 23% городов есть уставы. И то в них процедуры прописаны в интересах местных чиновников, а не местных жителей. Это некая расфокусировка, дизлогика», — сказал Кулик.

 



 

Чорновил: лучше всего необходимость децентрализации доказал Янукович

 

«Самый низкий уровень выполнения поручений и распоряжений президента, как ни странно, был не при Ющенко».



Бывший нардеп, политический эксперт Тарас Чорновил считает, что пример государственного управления при Викторе Януковича лучше всего доказывает необходимость проведения децентрализации.

 

«Лучше всего, что децентрализация должна быть, доказал Янукович. Он сделал самую большую централизацию, которая оказалась самой неэффективной. Самый низкий уровень выполнения поручений и распоряжений президента, как ни странно, был не при Ющенко, а именно при Януковиче. Чем большая централизация, тем хуже работает механизм. Децентрализация снимает очень много проблем», — сказал бывший депутат.

 

Чорновил подчеркнул, что уже сам процесс в направлении к децентрализации дает позитивный результат. В качестве примера он привел Львовскую область, которая, по его словам, раньше имела славу «области без дорог».

 

«На сегодняшний день, только началась децентрализация, — за все 25 лет не строили и не ремонтировали столько дорог, сколько делают сейчас. Я так понимаю, что это прямое следствие финансовой децентрализации. Она еще не завершена, а уже дает результаты», — сказал Чорновил.

 

При этом бывший депутат считает, что реформу нужно довести до конца, потому что высок риск отката назад.

 

 



 

Бессмертный пояснил, в чем заключаются особенности местного самоуправления в ОРДЛО

 

Дипломат призвал передать полномочия по реформе децентрализации правительству.

 

Особенности местного самоуправления в отдельных районах Луганской и Донецкой областей заключается в дополнительных ограничениях, а не дополнительных полномочиях. Об этом на VI Национальном Экспертном Форуме сказал Роман Бессмертный, украинский политик, историк, общественный деятель и дипломат.

 

«Когда мы говорим об особенностях местного самоуправления в контексте Минских соглашений, то мы говорим о дополнительных ограничениях», — сказал Бессмертный, чем вызвал в зале аплодисменты.

 

Роман Бессмертный также предложил передать полномочия по реформе децентрализации правительству, чтобы она проходила более эффективно.

 



 

«Местные князьки» сильно мешают децентрализации, — Мария Репко

 

«По-английски это называется state capture. По-русски — захваченное государство».



Децентрализации в Украине очень сильно мешает явление «захваченного государства».

 

Такое мнение выссказала директор Центра исследований проблем гражданского общества Мария Репко.

 

«По-английски это называется state capture. По-русски — захваченное государство. Эта проблема мешает достигать цели. Если у нас есть цель сделать жизнь людей лучше, сделать так, чтобы население получило некий результат, то вот эти вот местные советы, в которых половина — это застройщики или какие-то местные авторитеты, очень сильно мешают достижению этих целей», — считает Репко.

 

«Если государство хочет достичь каких-то целей, то ему нужно обязательно создать инструментарий для борьбы с этим state capture», — подчеркнула она.

 

Репко считает, что одним из элементов борьбы с этим явлением могут быть контроль и подотчетность местной власти, открытые данные и обширная информационная кампания о позитивных эффектах децентрализации.

 



 

Советник главы Минэнерго: энергобезопасность Украины зависит от рыночных преобразований

 

Сергей Чех выступил в поддержку законопроекта №4493 о рынке электроэнергии.



Советник министра энергетики и угольной промышленности Украины Сергей Чех считает, что энергобезопасность Украины зависит от рыночных преобразований в энергетической отрасли.

 

«Не берусь дать определение энергобезопасности, но хочу предложить свою оценку уровня энергобезопасности. Если безопасность — это вообще способность системы устойчиво функционировать, то энергобезопасность, я считаю, определяется точностью, быстротой и мерой реагирования системы на технологические, экономические возмущения в отрасли. Определяется она также объемом энергоресурсов», — сказал Чех.

 

«Мера и быстрота реакции: бессмысленно реагировать об энергобезопасности, если не предполагать быстрые и адекватные действия. Что мы имеем с ресурсами? Это деньги, а рынок в этом отношении полон ресурсов, практически возможности рынков кратно превышают потребности каждой из стран. У рынка есть одно замечательное качество — на рынке легче строить прогнозы. Согласитесь, сложно предположить, как будет действовать регулятор, другие органы центральной исполнительной власти, и гораздо проще специалистам спрогнозировать игроков на рынке. В этом смысле я хочу перейти к тому, что рыночное преобразование — это путь к повышению энергобезопасности страны», — добавил он.

 

В этом контексте он позитивно высказался по поводу законопроекта №4493 о рынке электроэнергии.

 

Напомним, законопроект №4493 о рынке электроэнергии был принят 22 сентября в первом чтении. Он предусматривает, что производители смогут продавать свою энергию на разных рынках в разные отрезки времени (рынок двусторонних контрактов, рынок «на сутки вперед», внутрисуточный рынок, балансирующий рынок, рынок вспомогательных услуг), при этом цену будет устанавливать не Нацкомиссия, как сейчас, а рынок.

 



 

ЕС видит Украину частью Энергетического союза

 

«Наша цель — помочь реформировать энергетический сектор Украины».



Европейский Союз видит Украину частью Энергетического союза. Об этом сказал Торстен Воллерт, руководитель энергетической секции группы поддержки Украины в Европейской комиссии.

 

«Энергетическая безопасность — это концепция, которая привлекает много внимания в Европейском Союзе с политической точки зрения. Последствием этой дискуссии стало появление концепции Европейского энергетического союза, также у нас теперь есть босс, вице-президент Еврокомиссии Шефчович, чья задача — развитие Европейского энергетического союза»

 

Воллерт подчеркнул, что и Шефчович, и весь ЕС видят Украину частью такого энергетического союза, который должен функционировать на рыночных принципах.

 

«Наша цель — помочь реформировать энергетический сектор Украины, чтобы он действительно стал частью энергетического союза, чтобы он был в достаточном мере обеспечен энергоресурсами, а также построить структуру для получения и обмена с соседями», — сказал он.

 



 

Энергосистема последние два года разбалансирована, — Бутенко

 

Энергобаланс последние два года не выполняется, что вносит неопределенность в работу энергорынка.



Энергорынок Украины нуждается в реформах для достижения энергобезопасности. Об этом на VI Национальном Экспертном Форуме сказал Виталий Бутенко, директор по коммерческой деятельности ДТЭК Энерго.

 

«Чтобы достичь энергобезопасности, мы должны проводить реформы по таким ключевым направлениям. Во-первых, в краткосрочной перспективе необходимо сбалансировать энергосистему, чтобы обеспечить надежную и стабильную работу всех её звеньев. Результаты последних двух лет — система все более и более разбалансирована. Если ситуация с газом более-менее понятна, то ситуация с добычей угля неоднозначна, потому что месседжи, которые мы получаем в горизонте 6-12 месяцев… То уголь нужен, то не нужен, то его не хватает, то его слишком много. Мы должны запасаться углем, этим стратегическим ресурсом, как раньше спичками запасались на случай войны. Нам также необходимо плановое, технически обоснованное распределение мощности между разными видами генерации. Нужно перейти на рыночное ценообразования для энергоресурсов. В условиях кризиса и высокого геополитического напряжения нерешенность этих вопросов тут же вибрирует по всей системе», — сказал Бутенко.

 

Он также подчеркнул, что исторически энергосистема работала по энергобалансу на 12 месяцев, где каждый игрок знал свое место и мог планировать. «Последние два года такой документ, хотя формально и издается, но не исполняется», — сказал представитель ДТЭК Энерго.

 

В среднесрочной перспективе, добавил Виталий Бутенко, необходимы реформа рынка, реформа регуляторной и законодательной части.

 

«Необходимо сделать украинского потребителя самостоятельным полноценным участником энергорынка. Что я получаю, за что я покупаю. Это сейчас не работает», — добавил представитель бизнеса.

 



 

Плачков: Украина никогда не была так энергетически зависима, как сегодня

 

«Мы сегодня не с волнением, а с тревогой смотрим на предстоящий отопительный сезон».



Президент Всеукраинской энергетической ассамблеи, бывший министр энергетики Иван Плачков заявил, что Украина никогда не была так энергетически зависима, как сегодня и что он с тревогой ждет предстоящего отопительного сезона.

 

«Самым ключевым вопросом сегодня в энергетике — не энергетическая безопасность, а энергетическая зависимость, которую мы сегодня имеем. Украина никогда не была так энергетически зависима, как сегодня. Если мы посмотрим нефтегазовый комплекс — на момент независимости мы добывали 28 миллиардов [кубометров газа], транспортировали 112, перерабатывали 55 млн тонн нефти, транспортировали порядка 40. Сегодня мы потеряли все: транспортируем 70 миллиардов [кубометров газа], добываем 16-17 и так далее. У нас колоссальная зависимость нефтегазового комплекса от всех соседей», — подчеркнул он.

 

«Смотрим атомную энергетику: год с заблокированными счетами, не выплаченными мероприятиями, задолженностью по топливу, в том числе Westinghouse, и так далее и тому подобное. Традиционная электроэнергетика: на складах миллион тонн [угля], не выполнены объемы ремонтов и реконструкции. И мы сегодня не с волнением, а с тревогой смотрим на предстоящий отопительный сезон. Что еще касается угольной отрасли: у нас такая зависимость от внешних поставок угля, которой тоже никогда не было. «Укргидроэнерго»: воды минимум за всю историю, так случилось по природе», — подчеркнул он.

 

Плачков считает, что сейчас время не рассуждать об энергетической безопасности, а думать, как пройти отопительный сезон.

 



 

Нардеп Белькова: Украинская компания заработала первый миллиард на импорте газа

 

Украинский рынок начал свою работу



1 октября 2015 года одна из украинских компаний заработала первый миллиард на импорте газа. Об этом сообщила заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Ольга Белькова.

 

«Это свидетельствует о том, что рынок начинает работу. Что такое количество газа импортировано не из России и вне госзакупок. Но эта же компания обратилась ко мне с жалобой о том, что один из покупателей постоянно получает не двухзначные предложения и штрафы от облгаза, через который идет распределение на объект. Это не нормально и с этим мы будем разбираться», — сообщила Ольга Белкова.

 

Депутат также заявила о том, что Украине помощь Европы нужна не только в реформировании рынков, но и для отстативания интересов страны: «Я говорю о Nord Stream 2 , который подрывает рейтинг Украины как страны-транзитера», — подчеркнула Белькова.

 



 

Оборудование в теплогенерации изношено на 95%, — Бутенко

 

ДТЭК взял на себя нагрузку летом из-за отсутствия топлива на Центрэнерго и проблем с атомной энергетикой.

 

Оборудование в теплоэнергетике остро нуждается в обновлении, считает Виталий Бутенко, директор по коммерческой деятельности ДТЭК Энерго.

 

«Вопрос технического состояния оборудования тоже существует, хотя он не так интересен для обсуждения в социальных сетях. Этим летом из-за критической ситуации ТЭС ДТЭК взяли на себя большую нагрузку в отсутсвие топлива на Центрэнерго и проблемами с «атомкой». Мы были вынуждены перенести ремонты на более позднее время, что внесло свои коррективы в нашу работу», — сказал Бутенко.

 

По его словам, если в случае с атомной энергетикой ремонты можно отодвигать, то «парковый ресурс теплогенерации на 95% исчерпан».

 

Виталий Бутенко также выразил осторожный оптимизм по поводу того, что ДТЭК сможет обеспечить свои мощности углем.

 



 

​В Минэнерго не ждут рекордных нагрузок на энергосистему этой зимой

 

«Основное беспокойство — это по поводу запасов угля».

 

В Министерстве энергетики и угольной промышленности не ждут рекордных нагрузок на энергосистему этой зимой.

 

Об этом на VI Национальном Экспертном Форуме Института Горшенина сказал Сергей Чех, советник министра энергетики и угольной промышленности Украины.

 

«Прогнозируемая нагрузка не так велика, даже в холодное время года в связи с экономическим спадом. Энергопотребление не будет рекордным, это наверняка», — заявил он.

 

Он признал, что объем ремонтных работ на энергостанций в межотопительный сезон был не таким существенным, как в прошлом году. «Да, действительно, с точки зрения использования ресурсов, времени и потраченных денег — это значительно меньше, чем в прошлые годы», — заявил Чех. Но при этом он считает, что то, что было сделано, было достаточно качественным.

 

«Основное беспокойство — это по поводу запасов угля», — сказал советник министра.

 

Он добавил, что запасы угля на станций должны быть достаточны, чтобы электрическая станция могла функционировать в рабочей нагрузке в течение 10 дней без поставок угля. «Это в ситуациях, когда замело железную дорогу, обледенение, стволы перемерзли и так далее», — сказал он.

 



 

Россия не дает согласия на трехсторонние газовые переговоры

 

«Есть согласие с украинской стороны, но пока нет согласия в Москве».

 

Россия не дает согласие на проведение трехсторонних переговоров по газу с Россией при участии Еврокомиссии. Об этом рассказал Торстен Воллерт, руководитель энергетической секции группы поддержки Украины в Европейской комиссии.

 

«Сейчас есть согласие с украинской стороны участвовать в этих переговорах с участием господина Шефчовича, но пока нет согласия в Москве. По разным причинам. И что мне кажется важным, зимние пакеты — это какие-то антикризисные меры, а что надо — чтобы структура менялась, чтобы не нужны были такие антикризисные меры», — сказал он.

 

Напомним, министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик еще весной направил письмо руководству Европейской комиссии, в котором говорится, что Украина готова к газовым переговорам в любой момент.

 



 

Формула Роттердам+ для цены угля позволила уйти от ручного регулирования цен, — Бутенко

 

Нарушение прогнозного энергобаланса привело к неправильному планированию запасов угля.

 

Суть формулы Роттердам+ заключается в том, чтобы уйти от ручного регулирования цен на уголь и перейти к рыночному ценообразованию, считает Виталий Бутенко, директор по коммерческой деятельности ДТЭК Энерго.

 

«Когда говорят о росте тарифов на электроэнергию после введения новой формулы цены на уголь, которую в народе называют Роттердам+, многое упускают из виду. Во-первых, тарифы тепловой генерации не сразу подскочили, тариф был последние 8 мес на уровне, который не покрывал себестоимость. Это такой технический момент. Во-вторых, эта формула не привела к росту запасов угля, потому что запасы угля планируются заранее на основании планового энергобаланса. Каким образом должна работать энергетика? Министерство энергетики составляет планы по физическому объему, НКРЕ просчитывает экономику вопроса. В июле 2016 года был пересмотрен энергобаланс, атомщики заявили одно количество, тепловая генерация — другое количество. В рамках этого прогнозного энергобаланса мы планировали, каким образом отгружать уголь, какие должны быть запасы. А по факту что произошло? Конец мая — начало июля, у «Энергоатома» 4 блока ушли в ремонт. Тепловая генерация должна была производить гораздо больше энергии, чем планировали. Запасы угля оказались недостаточными. Сегодня ДТЭК выполняет и даже перевыполняет план по отгрузке угля. Мы выкупаем весь свободный уголь государственных шахт, мы закупаем полський уголь и уголь из ЮАРа. И я вам скажу, что стоимость ЮАРовского и польского угля выше, чем уголь Роттердам+», — пояснил Бутенко.

 



 

Европейский эксперт определил пять целей для Украины в сфере энергетики

 

В их числе — возможность экспорта газа и импорта электричества из Европы.

 

О достижении Украиной энергетической безопасности можно будет говорить, когда она сможет экспортировать газ, импортировать электричество из Европы, сократит потребление антрацитового угля, доведет энергоэффективность до уровня соседних европейских стран и увеличит производство электроэнергии из возобновляемых источников.

 

Об этом на VI Национальном Экспертном Форуму Института Горшенина сказал Торстен Воллер, руководитель энергетической секции группы поддержки Украины в Европейской комиссии.

 

«Я написал пять указателей. Когда они будут выполнены, я смогу сказать, что энергетическая безопасность Украины есть. Это когда мы впервые увидим экспорт газа из Украины, когда Украина будет производить свой газ и иметь потенциал — не обязательно огромный — для экспорта газа. Второй указатель — по электричеству. Когда Украина начнет импортировать из европейских стран электроэнергию в нужных ситуациях. Пока такого нет. Третий — уголь. Когда потребление антрацита значительно уменьшится. Это тоже повысит энергобезопасность Украины. Четвертое — это энергоэффективность. Когда она будет на уровне Польши, я буду спокоен. И последний — возобновляемая энергетика. Когда Украина выполнит свою цель получить 11% своей энергии из возобновляемых источников», — заявил Воллер.

 

Он пошутил, что уйдет на пенсию, когда Украина выполнит все пять пунктов.

 



 

Зарубинский раскритиковал рыночные цены на энергоносители

 

Если рынка нет, то и рыночных цен быть не должно



В принятии решений в вопросах реформы энергетической сферы пропаганда доминирует над прагматизмом. Об этом заявил депутат четырех созывов Олег Зарубинский.

 

«Энергетическая безопасность включает возможность людей платить. Есть ли у меня альтернатива платить не тем, кто мне, как потребителю, прислал платежку? Есть ли у источников конкуренция между собой? Тогда как при отсутствии рынка можно устанавливать директивно обязанную псевдорыночную цену (я уже не говорю о профессионализме устанавливающих)? Это манипуляция и обман. В пропагандистских целях нам говорят о том, что мы не зависимы от российского газа, но где же он добывается тогда? То же самое можно сказать и о структуре электроэнергии, которая, оказывается, закупается во время войны», — подчеркнул Олег Зарубинский.

 



 

Украинцы платят за коммуналку по низким тарифам, — словацкий эксперт

 

В тариф не заложено обновление устаревшего оборудования.



Украинцы платят за коммунальные услуги по низким тарифам, считает Карел Хирман, словацкий советник по энергетике группы стратегических советников при Кабинете Министров.

 

«Украинцы на самом деле платят по очень низким тарифам, потому что в стоимость коммунальных услуг не включены расходы на обновление устаревшего оборудования», — сказал словацкий эксперт.

 

В результате украинцы получают услуги более низкого качества, чем услуги, которые получают потребители в Европе.

 

«Комфорт, который мы имеем в Киеве (и я имею на работе или в квартире, которую арендую), это не комфорт словацкого или европейского потребления. В Словакии, например, уже две недели работает отопление», — сказал Хирман.

 

По его словам, в Словакии он может поменять частного поставщика газа или электроэнергии для своего дома — на рынке существует настоящая конкуренция. Украина же только стремится к этому.

 

Напомним, по словам директора по коммерческой деятельности ДТЭК Энерго Виталия Бутенко парковый ресурс теплогенерации в стране изношен на 95%.

 



 

Россия не прекратит дестабилизировать Украину, — Климкин

 

«Успех Украины в Европе означает абсолютную делегитимизацию России».



Россия будет продолжать дестабилизировать Украину и весь регион. Об этом заявил глава МИД Украины Павел Климкин на VI Национальном Экспертном Форуме, организованном Институтом Горшенина.

 

По его словам, успех Украины в Европе означает абсолютную делегитимизацию России.

 

«Я считаю, что как бы кто не анализировал различные идеи, Россия не остановится на том, чтобы дестабилизировать нас и дестабилизировать весь регион. Поскольку успех Украины как европейского и демократического государства будет означать фундаментальную делигитимизацию того, что есть в России. Делегитимизацию ментальную, историческую, религиозную, если хотите. Поэтому такие попытки не прекратятся», — сказал Климкин.

 

Министр подчеркнул, что придерживаясь европейских ценностей, Украина продолжит развиваться.

 



 

​Климкин: Россия пытается фрагментировать Европу

 

«С такой Европой проще работать».

 

Министр иностранных дел Павел Климкин заявил, что Россия пытается фрагментировать Европу.

 

«Мы все понимаем, что происходит [в Европе]: референдум в Италии, возможные третьи выборы в Испании, выборы в Нидерландах, президентские и парламентские выборы во Франции, выборы в Германии. И конечно, Россия ведет очень последовательную гибридную войну, чтобы фрагментировать Европу. Не просто ее каким-то образом сделать слабой, а именно фрагментировать, потому что с такой Европой проще работать», — сказал он.

 

«Но я сегодня считаю, что ресурс трансатлантического сообщества достаточен, чтобы создать надлежащие ответы», — добавил украинский министр.

 



 

Климкин: Россия превратила безопасность в товар

 

Вопрос безопасности в мире сегодня выглядит по-новому.

 

Некоторые страны мира, в частности Россия, превратили вопрос безопасноти и опасности в товар, считает Павел Климкин, министр иностранных дел Украины.

 

«Мир вокруг нас изменяется быстрее, чем мы ожидали. Безопасность (как отдельных государств, так и граждан и бизнеса) выглядит иначе, чем несколько лет тому. Не говорю уже о кибербезопасности и террористических угрозах. О восприятии миграции как чего-то, что несет опасность. И сейчас некоторые страны в мире — я не говорю о всех — превратили опасность в товар. Для России созданние небезопасности и торговля этой небезопасностью — это элемент политики. Сейчас Россия сознательно идет на поднятие ставок по многим направлениям в сфере безопасности», — сказал Климкин.

 

По его словам, Украина в этой ситуации должна доказать свою конкурентоспособность.

 

«Роль Украины в мире состоит из способности сохранить устойчивость государства и общества, способности противостоять современым угрозам. И, во-вторых, важно, насколько мы способны кого-то привлекать к себе, насколько мы можем выступать хабом, в позитивном смысле. Насколько мы вмонтированы в разные системы, которые принадлежат цивилизованному миру, в первую очередь Трансатлантическому сообществу (в широком смысле, в том числе к этому сообществу я отношу и Японию, и другие страны Азии). Мы всегда говорили о вступлении в НАТО, в ЕС. И сейчас мы идем вместе с этим Трансатлантическим сообществом. Нам это в целом, не во всех деталях — мы не идеальны, но нам это удается», — подчеркнул министр.

 

Павел Климкин также добавил, что Россия ведет гибридную войну на разобщение Европы. Он считает, что Россия не оставит этих попыток и в будущем.

 



 

Представление общественности о СА Украина-ЕС — это полный сумбур, — эксперт Центра европейских политических исследований

 

Центр европейских политических исследований, объясняющий суть СА Украина-ЕС.


Представление общественности о СА Украина-ЕС - это полный сумбур, - эксперт Центра европейских политических исследований


Центр европейских политических исследований (CEPS) (Брюссель) готовит документ, объясняющий суть Соглашения об ассоциации Украина-ЕС.

 

Об этом заявил Майкл Эмерсон, старший научный сотрудник Центра европейских политических исследований (CEPS) (Брюссель).

 

«Я видел изменения, которые происходят на уровне общества и в Раде. И я хочу сказать, что я был на Майдане после того, как скинули Януковича. Соглашение (с ЕС), которые было подписано — это несколько тысяч страниц и многие не понимали, о чем речь. Мы закончили английский текст и до ноября собираемся подготовить русский и украинский варианты», — заявил он.

 

«Пока что представление людей о Соглашении — это полный сумбур», — добавил он.

 

По его словам, Россия пытается использовать эту ситуацию в своих собственных целях.

 



 

Посол Латвии: путь Украины в ЕС будет сложнее и длиннее, чем у стран Балтии

 

«Успех Украины очень важен для всего региона».


Посол Латвии: путь Украины в ЕС будет сложнее и длиннее, чем у стран Балтии


Посол Латвии в Украине Юрис Пойканс считает, что путь Украины в Европейский Союз будет сложнее и займет больше времени по сравнению со странами Балтии.

 

Он отметил, что обстоятельства, в которых сейчас находится Украина, не идут ни в какие сравнения с тем, что пережили Балтийские страны.

 

«Десять лет назад Россия не возражала против членства Балтийский стран в Европейском союзе. Она была против нашего членства в НАТО. Но когда дело касается Грузии, Украины и Молдовы, то очевидно, что Россия воспринимает «Восточное партнерство» и договоры об ассоциации как прямую угрозу», — подчеркнул Пойканс.

 

«Второе — Украина, в отличие от Балтийских стран, противостоит агрессии на востоке. Это требует большого количества ресурсов. У нас не было такой ситуации. И конечно, третий очевидный фактор — у Украины намного сложнее историческое наследие, чем у нас. У нас была государственность в течение 20 лет, что очень нам помогло, и мы сразу взяли курс на Европейский союз в начале 90-х годов», — сказал он.

 

«Путь в Европу для Украины будет намного сложнее и займет намного больше времени», — подытожил посол.

 

При этом он заявил, что за последние два года Украина достигла значительного прогресса. Например, она с большими трудностями и потерями, но сумела стабилизировать линию фронта на Донбассе. Также есть свидетельства восстановления экономики Украины, МВФ и Европейский союз оказывают стране финансовую поддержку.

 

«Успех Украины очень важен для всего региона. Потому что Россия ставит на то, что Украина провалится, и каждый день пытается подорвать украинскую независимость, это очевидно. Поэтому успех Украины — славянской страны с очень сильными позициями российского языка — продемонстрирует, что другой альтернативы не существует», — сказал он.

 

Посол заявил, что украинская нация должна проявить терпение, силу и отвагу.

 



 

Климкин: для мира Россия — это failed democracy

 

Украинцы и россияне — это два фундаментально разных менталитета.

 

Российская пропаганда пытается изобразить из Украины failed state (неудавшееся государство), в том время как весь мир видит Россию как failed democracy (неудавшуюся демократию).

 

«Что пытается показать Россия по отношению к нам? Она пытается показать себя как определенный залог стабильности, конечно, за счет демократии. А нас как failed state (неудавшееся государство). В то время как весь мир видит Россию как failed democracy (неудавшуюся демократию). И это не просто распад империи с точки зрения исторических перспектив. Это и распад с точки зрения ориентации общества. [Сегодня Украина и Россия] — это фундаментально два разных менталитета. В России не понимают, что им уже никогда не получится договориться с каким бы то ни было украинским правительством, каким бы оно ни было. Мы еще не пришли туда, куда стремимся, но мы определенно ушли из постсоветской Украины», — сказал Павел Климкин.

 

Напомним, ранее Павел Климкин заявил, что Россия пытается фрагментировать Европу.

 



 

Посол Латвии: если Украина преуспеет в реформах, то путь в ЕС займет несколько лет

 

Дипломат отметил, что в Латвии по-разному смотрят на Украину в рамках ЕС.

 

Если реформы в Украине станут необратимыми, то путь Украины в ЕС может занять несколько лет. При этом дипломат отметил, что в Латвии по-разному смотрят на Украину в рамках ЕС. «Звучат и скептические голоса», — отметил он.

 

Посол также выразил уверенность в том, что Соглашение об ассоциации Украина-ЕС будет работать, отметив, что «страны, такие как Латвия, будут требовать больших реформ».

 

«Если (Украиной) будет сделан выбор в пользу Европы, то это займет пару лет», — заключил он.

 



 

Украина должна продемонстрировать, что она может дать Европе, — эксперт USAID

 

«Что мы можем предложить Европе в ответ на «Брексит», на миграционный кризис?»


Украина должна продемонстрировать, что она может дать Европе, - эксперт USAID


Прежде чем идти в Европейский союз, Украина должна продемонстрировать, что она может ему предоставить. Такое мнение на VI Национальном Экспертном Форуме Института Горшенина выразил Игорь Когут, директор программы USAID Рада.

 

«Чтобы понять какой товар мы можем предлагать миру, Европейскому союзу, мы должны четко его осознать. Что мы можем предложить Европе в ответ на «Брексит», на миграционный кризис, на те же самые финансовые вызовы? Мне кажется, что любое проявление страны в мире — это как, извините за такое сравнение, внутренние болезни на лице проявляются. И вопрос нашей внутренней сплоченности, нашей солидарности, внутреннего социального капитала достаточно важны, чтобы позиционировать страну снаружи. Это вера граждан в свою страну, вера в институты власти, это вопросы нашего культурного капитала, уровня знания языков», — сказал он.

 

Когут заявил, что каждый украинец должен заботиться об этом по принципу «пчелиного улья».

 

 



 

Украина проделала огромную работу в реализации реформ, — посол Франции

 

Дюмон отметила существенную роль украинского общества в европеизации Украины.



В Европе очень много критики относительно медленной реализации реформ в Украине, но мы видим, что Киев проделал огромную работу. Об этом заявила Изабель Дюмон, посол Республики Франция в Украине.

 

«С нашей стороны нужно быть очень понимающими. Украина делает огромную работу [в проведении реформ]. Очень много реформ уже осуществлены, продолжаются осуществляться новые», — заявила она.

«Франция полностью поддерживает Украину на пути реформ», — заключила посол.

 

При этом Дюмон отметила, что украинское общество играет огромную роль в европеизации Украины, подталкивая ее на европейский путь.

 



 

Посол Франции не видит альтернативы Минским соглашениям

 

Те люди, которые их критикуют, не предлагают ничего лучше, заявила она.

 

Посол Франции в Украине Изабель Дюмон заявила, что ее страна не занимает чью-то сторону в конфликте на Донбассе и просто пытается помочь воплотить Минские соглашения.

 

«Французская позиция проста — воплотить в жизнь Минские соглашения. Вот и все», — сказал Дюмон. Посол заявила, что не видит альтернатив этим соглашениям.

 

«Не потому, что они такие уникальные или хорошие, а просто потому, что они базовые: прекращение огня, вывод оружия, вывод войск, контроль — все это должно быть сделано. Я не вижу плана Б, потому что план А столь очевиден», — сказал Дюмон.

«Мы слышим много критики в адрес Минска, но те люди, которые критикуют, не предлагают ничего лучше. Если есть другие идеи — пожалуйста», — подчеркнула она.

 



 

Климкин: компромиссов по Минску нет, он или выполняется, или не выполняется

 

«Логика Минска — понятна. Россия пытается перевернуть ее с точностью наоборот».

 

Министр иностранных дел Павел Климкин заявил, что компромиссов по Минским соглашениям не может быть — они или выполняются, или нет.

 

«Логика Минска — понятна. Россия пытается перевернуть ее с точностью наоборот. Иногда есть люди, которые говорят: давайте искать какие-то компромиссы между Украиной и Россией. Невозможно искать компромиссов по Минску — Минск или выполняется или не выполняется. Мы не можем пытаться понять: кто-то выходит, а кто-то не выходит. Мы не можем проводить следующие шаги в присутствии российских регулярных войск. А если мы сейчас начинаем думать о принятии закона о выборах…», — сказал он.

 

Министр подчеркнул, что Украина не ожидает идеальных выборов на Донбассе, но позиция России заключается в том, чтобы выборов никаких не было.

 

«Россия не хочет ничего. Россия не хочет, чтобы голосовали те, кого они выгнали с Донбасса, а мы же не можем убрать людей путь определения своей судьбы. Она не хочет никакой роли Украины там — ни роли украинских политических партий, ни роли медиа. Тогда это не выборы», — сказал Климкин.

 



 

В Центре Разумкова предложили вычленить первые пункты Минских соглашений в отдельный меморандум

 

«Минские соглашения не высечены на мраморе и не отлиты в бронзе».



Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Михаил Пашков предложил вычленить три первые пункта Минских соглашений в отдельный меморандум по перемирию.

 

«Минские соглашения не высечены на мраморе и не отлиты в бронзе. Мне кажется, нужно искать решения и механизмы как в рамках этих соглашений, так и вне их. Та же самая идея полицейской миссии ОБСЕ рождена вне. Если бы была добрая воля всех участников, почему бы нам не вычленить, например, первые три пункта Минских соглашений, которые не связаны никак политически с остальными, и не представить их в отдельном меморандуме по перемирию и не представить их на переговорах в нормандском формате», — сказал он.

 

Речь идет о незамедлительном и всеобъемлющем прекращении огня; отводе всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км; и эффективном мониторинге и верификации режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ.

 

«Да, это формат заморозки, но это наиболее оптимальный вариант на сегодняшний день, который мне представляется сегодня», — сказал эксперт.

 

С другой стороны, подчеркнул Пашков, если будет реализован российский сценарий с выполнением пунктов 4-13, то в Украине возникнет масштабный гражданский конфликт.

 

«Террористический участок, который локализован сегодня украинской армии, расползается на всю Украину, страна превращается в черную дыру размером с Испанию, и мы получаем второй миграционный вулкан. И тогда Сирия может показаться локальным недоразумением. Я конечно утрирую, но такие угрозы очень серьезные. И это нужно понимать нашим партнерам, которые настаивают на российском варианте реализации Минских соглашений», — сказал он.

 



 

Вопрос встречи в «нормандском формате» не стоит на повестке дня, — Климкин

 

Киев хочет принятия «дорожной карты».

 

Вопрос встречи в «нормандском формате» не стоит на повестке дня.  Об этом заявил глава МИД Украины Павел Климкин в кулаарах VI Национального Экспертного форума Института Горшенина.

 

«На сегодняшний день никаких договоренностей о встрече на наивысшем уровне в «нормандском формате», — сказал министр.

 

Министр отметил, что ранее уже обсуждалась различные опции переговоров, привязанные к различным датам и различным миссиях. «Но это зависит не от временных рамок, а от того, сможем ли мы договориться о реальных результатах такой встречи… Реальный результат для нас, поскольку Россия пытается перевернуть логику Минска, — согласовать дорожную карту, в которой будут сведены три ключевые направления. Первый – безопасность, второе – политические шаги, и третий – освобождение политических заключенных и заложников», — сказал Климкин.

 

«Если у нас нет такой карты и нет логики согласования, то предмета такой встречи – нет», — добавил министр.

 



 

Вы также можете скачать этот дайджест в формате .pdf (digest comments NEF VI.pdf)

Похожие публикации

Внутренняя политика, Политика, Украина-ЕС, Экспертный форум (NEF), Энергетика Дайджест комментариев (VII НЭФ. "Точки роста")
16 июня 2017, Владимир Гройсман, Андрей Пышный, Георгий Логвинский, Люк Якобс, Маттес Бубе, Петр Порошенко, Иванна Климпуш-Цинцадзе, Елена Сотник, Мустафа Найем, Оксана Продан, Хьюг Мингарелли, Джером Ваше, Степан Кубив, Институт Горшенина
Экспертный форум (NEF), Энергетика Составляющие энергетической безопасности (доклад по VI НЭФ)
14 октября 2016, Иван Плачков, Сергей Чех, Ольга Белькова, Торстен Воллерт, Институт Горшенина
Внутренняя политика, Экспертный форум (NEF) Децентрализация и целостность государства (доклад по VI НЭФ)
13 октября 2016, Роман Бессмертный, Юрий Гарбуз, Олег Синютка, Иван Миклош, Институт Горшенина
Политика, Украина-ЕС, Экспертный форум (NEF) Украина в Европе и мире (доклад по VI НЭФ)
13 октября 2016, Игорь Когут, Майкл Эмерсон, Юрис Пойканс, Изабель Дюмон, Павел Климкин, Михаил Пашков, Институт Горшенина