Внутренняя политика, Украина-ЕС
Каневская десятка
12 августа 2011, Наталия Приходько

В минувшее воскресенье Александр Турчинов объявил от имени партии «Батькивщина» о создании «Всеукраинского комитета сопротивления».

 

Уже в понедельник в комитет вошли ПРП, «Народная самооборона», НРУ, Партия защитников Отечества, Европейская партия Украины, «Гражданская позиция», «Фронт змін», партия «За Украину!» и «Свобода». Десять политических сил, основные оппозиционные силы страны, создали… Давайте попытаемся разобраться, что они создали и зачем?

 

Первое, что бросается в глаза – абсолютно нетипичная для политики форма создания комитета: об этом просто сообщили СМИ. Без совместной пресс-конференции и обязательного в таких случаях фото держащихся за руки лидеров. И это не упущение пиарщиков «Батькивщины», это просто означает, что лидеры обозначенных партий, возможно, и не собирались вместе на этапе создания. Осмелюсь также предположить, что бравурное заявление Сергея Соболева о том, что все лидеры партий, вошедших в Комитет сопротивления, собирались вместе и выработали некий план действий, – не более, чем хорошая мина при плохой игре.

 

Хотя спешку Александра Турчинова сотоварищи можно понять: не объяви они в воскресенье о создании своего Комитета, в понедельник уже им пришлось бы присоединяться к аналогичной структуре, созданной другими. Тоже оппозиционерами, но при этом весьма чуткими к пожеланиям человека, которого небезосновательно подозревают в дирижировании дела Тимошенко – Дмитрия Фирташа.

 

Фото: Макс Левин, LB.ua 

 

И это совсем не досужие фантазии – подобные технологии не раз были реализованы в Украине. Достаточно вспомнить славную «каневскую четверку», которая была создана при участии штаба Леонида Кучмы с вполне понятными задачами – ослабить оппозиционных кандидатов, не позволить им договориться по-настоящему накануне первого тура. Что в итоге вывело во второй самого удобного для Леонида Кучмы спарринг-партнера.

 

Будь подобная технология реализована сейчас – под патронатом Дмитрия Фирташа – объединенные оппозиционеры, разумеется, не прекратили бы требовать освобождения Тимошенко. Уверена: и критиковать власть не стали бы менее агресивно. Вот только конструктива, позитивной программы действий от них бы не дождались. И, позволю себе предположить, главной целью объединения стала бы «подготовка к успешному участию в парламентских выборах 2012 года». То есть, то, чего и нужно Банковой – ослабление градуса конфликта и переноса его кульминации на год.

 

Врочем, тот факт, что «Всеукраинский комитет сопротивления» создан БЮТом, вовсе не означает, что его не попробують превратить в модернизированный вариант «каневской четверки» – в «каневскую десятку». Тем более, что первые признаки сего уже наблюдаются. Так, в первой же программе действий «Всеукраинского комитета сопротивления» появился пункт о координации усилий оппозиции касательно нового избирательного законодательства и подготовки к грядущим парламентским выборам. Наряду с пунктами о проведении акций возле Печерского суда и совместном выступлении объединенной оппозиции 24 августа. Было бы интересно узнать, кто именно из лидеров «десятки» так озабочен подготовкой к парламентским выборам. Не тот ли пламенный оппозиционер, призвавший давеча всех противников власти отказаться от участия в выборах, если – внимание – на момент их проведения Тимошенко будет в тюрьме. Очень похожая логика – перенос развязки на отдаленное будущее. К слову, насколько солидарны бывают украинские политики в процессе избирательной кампании, все увидели в ходе прошлогодних местных выборов. Помнится, тогда «Батькивщину» сняли в нескольких областях с выборов, но никто из оппозиционеров не пошел на демарш из солидарности з партией Тимошенко.

 

Фото: Макс Левин, LB.ua

 

Но самый главный недостаток новосозданного «комитета сопротивления» в том, что он – сборная солянка политиков и партий, случайно оказавшихся вместе. Их объединяет неприязнь к действующей власти, неприятие ее методов, страх за свое будущее. Но общего видения будущего страны, четкого, понятного для общества ПОЗИТИВНОГО плана действий, у них, увы, нет. Упрекать политиков, собравшихся в упомянутом комитете, я бы не советовала – они действуют, как умеют: протестуют, возмущаются, критикуют. Но для страны на сегодняшнем этапе этого явно недостаточно.

 

Настоящих буйных мало?

 

Прежде чем ответить на извечный вопрос: «что ж делать-то?», зададимся не менее важным: «кто?».

 

Очевидно, товарищи, подписавшее документ о создании «Всеукраинского комитета сопротивления», не подходят по причинам, указанным выше. И, главное, в украинском обществе давно созрел запрос на новые лица. Старым просто не поверят. Страна по-настоящему устала от этих персон, не единожды получавших шанс, но даказавших – не умеют, не способны.

 

Где взять новых?

 

Во-первых, искать в стане опппозиции. В «Нашей Украине» и ее осколках, в БЮТ, других политических партиях немало людей, доказавших свою профпригодносить и принципиальность, но при этом, не успевших особо замараться.

 

Во-вторых, новые потенциальные лидеры есть среди активистов третьего сектора. Активисты «налогового Майдана», харьковские экологи, защищающие в неравной борьбе парки родного города от брутального мэра, борцы с коммунальным беспределом во Львове, Днепропетровске, Одессе…

 

Фото: Макс Левин, LB.ua 

 

В-третьих – успешные руководители местного самоуправления. Они помогут спуститься с Печерских холмов поближе к реальным потребностям людей.

 

Комитет 2.0

 

Лидеры «Всеукраинского комитета сопротивления» говорят о борьбе с диктатурой. Но диктатура (хотя не факт, что установившийся в Украине политический уклад можно называть именно так), а лишь следствие.

 

Так почему, вопя о политических репрессиях, об избирательном правосудии, о том, что все решения, кого, как и за что судить, принимаются в одном кабинете, наши оппозиционеры забывают, что первопричина всего этого – решение Конституционного суда от 30 сентября 2010 года, весьма сомнительным способом упразднившего конституционную реформу 2004 года.

 

Разве ж они – искушенные политики, опытные государственные мужи – уже успели забыть, с чего все и началось? Так напоминаю: в прошлом году люди в красных мантиях, посовещавшись маленько, вернули к жизни Конституцию 1996 года, наделив Виктора Федоровича полномочиями, под которые его не избирали. Вследствие чего Украина получила:

 

 

  •  «Донецкий» Конституционный суд, готовый утвердить любой каприз главы государства;
  • Тотальную зависимость от президента судов всех уровней, уничтоженный Верховный Суд;
  • Монополию президента на контроль над силовыми структурами;
  • Парламент, превратившийся в орган визирования президентских инициатив.

 

 

Фото: Макс Левин, LB.ua

 

Подобного дисбаланса власти, концентрации ее в одних руках не было даже на пике могущества Леонида Кучмы, у которого всегда существовал противовес в виде независимого парламента. Да и суды тогда принимали решения не только по указке из Банковой…

 

Что в таких условиях должна делать оппозиция? За освобождение Юлии Тимошенко и других лукьяновских сидельцев бороться? Фаера в парламенте кидать? Драться с «Беркутом»?

 

Или все-таки попытаться посмотреть на ситуацию более глобально?

 

Почему бы для начала не объявить нынешнюю украинскую власть НЕЛЕГИТИМНОЙ и призвать страну к ВОССТАНОВЛЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ? Основания для сего есть. И более чем весомые – вердикт Венецианской комиссии, главного европейского органа по конституционному праву. «Венецианцы» без лишних эковоков оценили манипуляции команды Януковича с украинской Конституцией: «Настоящая конституционная система, основанная на решении Конституционного Суда, не является целиком легитимной».

 

И еще: «Возникает вопрос легитимности настоящих органов власти, поскольку и Президент, и Парламент были избраны на основе правил, которые не имеют юридической силы на сегодняшний день. Президент Украины, в соответствии с этим решением Суда, имеет гораздо больший объем полномочий, нежели тот, которым его наделили избиратели в день выборов. Работа ключевых государственных органов теперь имеет в основании правила, установленные судом, а не Верховной Радой – демократическим и легитимным законодательным органом».

 

Оценки Венецианской комиссии вполне достаточно, чтобы объединение оппозиции – почему бы не назвать ее «Комитетом защиты Конституции» – выдвинул требование в немедленных досрочных парламентских выборах. Восстанавливать конституционный строй с нынешним парламентом, в котором политический выбор украинцев деформирован как раз из-за отмены политреформы, невозможно. Об этом, кстати, уже говорят отдельные представители оппозиции.

 

 

Также «Комитет защиты Конституции» мог бы обратиться к парламентам мира с просьбой дать оценку ситуации в Украине, что было бы очень сильным шагом для предания легитимности всему процессу.

 

Законодательная власть, особенно в европейских странах, весьма чутко относится к неправовым действиям властей любой страны. Это правительства часто готовы смотреть сквозь пальцы на попрание закона где-то у соседей, руководствуясь в первую очередь экономическими мотивами. Парламенты же будут оценивать украинскую ситуацию с точки зрения права.

 

И не только оценивать. Европейские парламенты, например, вполне могут заставить свои правительства добиться от Украины приведения ее судебной системы до европейских стандартов – или прощай Зона свободной торговли. Какая тут свободная торговля, если все бизнес-споры будет решать «донецкий» судья? Еще можно заморозить ослабление визового режима – ввиду явных нарушений прав человека в Украине. Можно много чего.

 

Важный тактический момент – очень многие хорошие начиная в Украине были похоронены прямо на старте из-за неразборчивости в связях. Поэтому уже на старте новое объединение оппозиционеров, если, конечно, подобная инициатива когда-либо будет реализована, должно тщательно подходить к чистоте своих рядов, не подпуская на пушечный выстрел людей с сомнительной репутацией или запятнавших себя сотрудничеством с нынешней властью.

 

Также было бы нелишним провести своего рода информационную люстрацию, объявить «черный список» подцензурных СМИ и продажных политологов. Подобное уже делалось накануне Оранжевой революции, и затея имела серьезный эффект. В конце-концов, и рядовой украинец, и иностранный дипломат имеют право, воспринимая информацию с экрана ТВ или слушая известного политолога, знать, что на них льется поток пропаганды, оплаченой властью…

 

***

 

Стоит понимать: суд над Тимошенко и ее арест – лишь одно из многих проявлений ситуации, сложившейся после неправового изменения Конституции. Точно таким же проявлением разрушенного баланса во власти стали участившиеся рейдерские захваты, монополизация целых отраслей экономики в руках нескольких людей… Это уже не абстрактные угрозы типа «Сегодня в тюрьме Тимошенко – завтра ты!». Нет, это, например, усилившееся давление налоговиков на малый и средний бизнес, от чего пострадали сотни тысяч предпринимателей. Это отсутствие вакцин для прививок. Это, в конце концов, вполне осязаемое дорожание продуктов, которое ощутил на себе каждый из нас…

 

…Украине уже двадцать лет. Пора нам, ее гражданам наконец понять, что Конституция называется Основным законом не просто так.

Последнее «Внутренняя политика»

22февраля
Внутренняя политика, Финансы, Экономика В Інституті Горшеніна відбудеться круглий стіл “Стан грошової сфери в Україні у 2021 році” Круглый стол
12:00
м. Київ, вул. Мала Житомирська, 18б (вхід в арку з боку Михайлівського провулка).
Безопасность, Внутренняя политика Обсяги виробництва "Укроборонпрому" в 2021 році зросли на 6,4 мільярда гривень, – Гусєв
23 декабря 2021, Институт Горшенина
Внутренняя политика Формула столицы: Кличко, Ермак, Богдан и win-win
06 ноября 2019, Евгений Курмашов
21августа
Безопасность, Внутренняя политика В Інституті Горшеніна відбудеться круглий стіл "Ключові аспекти реформи оборонно-промислового комплексу України" Круглый стол
11:00
Малая Житомирская 18Б
Внутренняя политика Представитель Проекта ЕС похвалил АМКУ за работу над внедрением правил госпомощи
12 июля 2019,
Внутренняя политика ЕС направил в Украину опытных экспертов для реформы системы госпомощи
12 июля 2019,
Смотреть все