Выборы и кампании, Социология
Отношение к СМИ накануне выборов
25 октября 2010, Институт Горшенина

Большинство украинцев (72,6%) интересуются политическими новостями и информационными программами.

 

Только 14,3% ими не интересуются, а 13,1% затруднились ответить на данный вопрос.

 

Подавляющее большинство граждан Украины (80,3%) в период предвыборной кампании отдают предпочтение такому источнику информации как телевидение. Менее половины опрошенных (46,2%) предпочитают печатные СМИ, менее трети – общение с друзьями, родственниками, знакомыми (29,2%) и радио (26,1%). Доверяют встречам кандидатов с избирателями 16,7%, Интернету – 14,1%, листовкам и другим агитационным материалам – 9,6%, наружной рекламе – 9,2% опрошенных. Не доверяют никакому источнику информации 5,2% респондентов, а 4,7% затруднились ответить на данный вопрос.

 

Более половины украинцев (53,5%) объясняют «заказные» материалы в СМИ наличием у каждого из СМИ владельцев. Немногим меньшее количество опрошенных (49,8%) – влиятельностью и давлением на СМИ политических сил. Считают причиной появления таких материалов желание сотрудников СМИ заработать 42,7%, а 16,4% — непрофессионализм и неспособность давать объективную оценку событиям со стороны журналистов. Ответ «другое» выбрали 9,8% респондентов, а 13,1% не определились с позицией по данному вопросу.

 

Более половины опрошенных (56,9%) самостоятельно анализируют информацию из различных источников, чтобы определить, какой информации можно доверять. Каждый пятый респондент (20,7%) опирается в этом вопросе на мнение авторитетных для себя людей, разбирающихся в политике. Доверяют политическим ток-шоу, дебатам – то есть программам, в которых политики должны говорить и отвечать на различные вопросы самостоятельно, без подготовки – 17,2% украинцев, а 11,3% — информации, исходящей от кандидата, за которого собираются голосовать. Заявили о доверии определенным СМИ и журналистам, дающим объективную информацию, 9,4% опрошенных, а 5,6% — выбрали ответ «другое». Не доверяют никакой информации из СМИ 5,3%, а 6,2% — затруднились ответить на данный вопрос.

 

Около трети украинцев (36,2%) в большей степени доверяют центральным всеукраинским СМИ. Местным, региональным СМИ доверяют более четверти опрошенных (26,4%), зарубежным СМИ – 8,6%, другим СМИ – 9,7% респондентов. Не доверяют никому 7,2% опрошенных, а 11,9% затруднились с ответом на данный вопрос.

 

С 22 по 24 октября 2010 г. Институт Горшенина провел телефонный опрос на тему «Доверие к СМИ в Украине». Всего согласно случайной выборке было опрошено 1000 респондентов в возрасте от 18 лет, во всех областных центрах Украины. Квотами были регион проживания, пол и возраст респондентов. Погрешность репрезентативности исследования не превышает +/-3,2%.