Экономика
Борьба с теневой экономикой может вылиться в социальный кризис
17 декабря 2013, Алексей Лещенко

Вице-президент Института Горшенина Алексей Лещенко рассказал о том, почему борьба с теневой экономикой может вылиться в социальный кризис

 

 

Правительство непрестанно твердит о необходимости вывода бизнеса из тени. Для борьбы с теневой экономикой планируют задействовать все возможные способы — от амнистии капиталов и всеобщего декларирования до ограничения наличных расчетов. Об эффективности кампании по детенизации экономики и рисках ее проведения во время кризиса «Деловой столице» рассказал вице-президент Института Горшенина Алексей Лещенко.

 

Алексей, оцените масштабы отечественной теневой экономики. Действительно ли наша страна входит в число мировых лидеров по этому показателю?

 

Точных данных об объеме теневой экономики нет. Это неудивительно: закрытость является одним из условий ее существования. Есть несколько методик оценки теневого сектора. Недавно Минэкономразвития подсчитало, что его объем составляет 34% от ВВП, или около 500 млрд грн. Оценка Миндоходов еще оптимистичнее – 350 млрд грн.

 

Иностранные исследователи, например, Ф. Шнайдер из Боннского института, считают уровень тенизации украинской экономики самым высоким в Европе и оценивают его в 44% ВВП, или 647 млрд грн. Думаю, что можно говорить о диапазоне в 40-50% ВВП.

 

Такой показатель выводит Украину в «ведущую» десятку в мире, ставя ее в один ряд с такими странами, как Перу, Боливия, Уругвай и Таиланд.

 

Кстати, еще совсем недавно, в 2007 году, первое место в этом рейтинге занимала Грузия. Но благодаря экономическим реформам и упрощению условий ведения бизнеса теневой сектор там в значительной степени трансформировался в белый сегмент.

 

Обладает ли украинский теневой сектор уникальными особенностями, которые не свойственны серым экономикам других стран?

 

Специфика нашей неофициальной экономики в том, что наряду с традиционно теневыми сферами, такими как торговля, недвижимость, финансовый сектор и сельское хозяйство, существенная доля тени приходится на промышленность. Уровень тенизации довольно высок в таких отраслях, как сбор и переработка металлолома, нелегальная добыча угля.

 

Другая важная особенность украинской неофициальной экономики – ее роль буфера, своеобразной смягчающей подушки. Именно неформальная экономика спасла страну от коллапса в 1990-е годы.

 

Люди самостоятельно находили себе источники для выживания. Причем в большинстве случаев это была легальная деятельность – торговля, сфера обслуживания и так далее, хотя и не находящаяся на государственном учете.

 

Поэтому борьба с тенью в Украине чревата острым социальным кризисом или даже бунтом.

 

Какие сегменты национальной экономики сейчас наиболее тенизированы?

 

Это торговля, общепит, сервисные услуги (ремонт автомобилей, строительство, ЖКХ). Удельный вес неофициального сектора также велик в недвижимости, промышленности.

 

Что касается зарплат «в конвертах» и других способов неофициальной оплаты труда – они характерны для всех отраслей. Это один из примеров того, что теневая экономикамика – адекватная реакция реального сектора на неадекватные решения и действия правительства.

 

Государство установило слишком высокие начисления на заработную плату – предприятия нашли способ их обойти. Возможно, это прозвучит крамольно, но даже коррупция, которая является средой, в которой формируется теневая экономика, иногда является спасением для украинского бизнеса.

 

Часто взятка спасает предпринимателей от разорения. Им проще откупиться, чем заплатить штрафы за нарушение регулирования и так далее. Но это не значит, что коррупция благо. Она деформирует мораль, искажает правила конкуренции и бьет по официальной экономике.

 

Коррупцию, теневую экономику, как и уголовную преступность, невозможно полностью искоренить. Государству необходимо довести их размер до уровня, безопасного для общества. В США, например, теневой сектор экономики составляет менее 10% ВВП.

 

Как экономический спад отражается на неофициальной экономике?

 

Кризис – лучшее время для теневой экономики во всем мире. Связано это с тем, что на данном этапе государство усиливает свое вмешательство, чрезмерно регулирует рынки, а они реагируют уходом в тень.

 

В Украине во время кризиса неофициальный сегмент больше всего увеличивался в финансовом секторе и строительстве. Мы также увидели рост фиктивного экспорта для получения возмещения НДС и так далее.

 

Насколько эффективны нынешние меры по детенизации экономики Украины?

 

Их эффективность близка к нулю. Все запреты легко обойти. Решили взять под контроль наличный оборот и перевести расчеты в безналичную форму, под контроль банков (НБУ ввел ограничение – нельзя за наличные покупать товар дороже 150 тыс. грн.). И что же?

 

За автомобиль стоимостью 750 тыс. грн. по-прежнему платят кэшем, но уже в рассрочку – в пять заходов по 150 тыс. грн. Наиболее эффективные меры всегда связаны с упрощением правил, устранением лишних процедур, уменьшением фискального давления. Я затрудняюсь вспомнить действия правительства, которые бы были направлены на это.

 

Кроме того, для легализации теневого сектора нужно радикально изменить подходы по двум ключевым направлениям. Первое – защита прав собственности. Второе – независимое правосудие.

 

Коррупция – благоприятная среда для развития теневой экономики. Если ситуация останется неизменной, любые меры по борьбе с тенью будут неэффективными.

 

Можно ли говорить, что сейчас, в непростое для экономики время, власть не должна мешать тенизации?

 

Вряд ли власть сейчас в состоянии этому помешать. Есть известное правило: за год до выборов реформы прекращаются и начинается популизм.

 

Мало у кого хватает духу что-то радикально менять в такое время. Возможно, испытывая проблемы с наполнением бюджета, правительство попробует мобилизовать средства из теневой экономики. Но мне кажется, что в нынешних условиях это чревато последствиями и социальный взрыв – это еще минимум того, что может произойти.

 

Попробуйте, например, ввести кассовые аппараты на рынке «Барабашово» в Харькове или на Калиновском рынке в Черновцах. Предприниматели могут смириться с взятками, воровством, плохими дорогами и плохими условиями труда. Но любые попытки государства залезть к ним в карман вызовут бунт и жесткий протест.

 

Значит, нужно принять тот факт, что 50% экономики не подконтрольны государству?

 

Это деликатная сфера. Сначала нужны правила и законы, по которым живет теневая экономика. По нашим сведениям, прослойка среднего класса составляет в Украине порядка 9,5%. По официальным данным, около 35% населения (а по неофициальным – больше 50%) живут за чертой бедности.

 

К характеристикам среднего класса относится не только уровень образования, дохода, но и ценности, которые исповедует человек. Например, демократические ценности – это приоритет среднего класса, он за них готов бороться.

 

Очень бедным не нужна демократия, им нужен порядок, сильная рука. Очень богатым (порядка 2% в нашей стране) демократия тоже не нужна, поскольку лишает их сверхприбыли.

 

Таким образом, демократия, демократические стандарты и нормы, прозрачность и открытость в Украине нужны только одной десятой части населения. И размер теневой экономики подтверждает, что заказа на легализацию тени нет.

 

Как могла бы меняться неофициальная экономика в случае развития евроинтеграционных процессов в Украине и какой будет ее специфика при движении в Таможенный союз?

 

Очевидно, с переходом на евростандарты уменьшилась бы коррупция, а значит, ухудшились бы условия ведения бизнес-деятельности в тени. С другой стороны, переходный период, который займет семь-десять лет, будет очень непростым и для официального сектора экономики.

 

Так было в период адаптации к правилам ЕС и в Польше, и в других странах Восточной Европы. Это означает, что работа в неофициальном сегменте некоторое время сохранит свою привлекательность. Но в любом случае устранение коррупции – благоприятной среды для развития теневой экономики – приведет к сужению тени.

 

Однозначно европейские правила, стандарты, процедуры станут ударом для тени в энергетическом секторе, торговле, строительстве и недвижимости, в сельском хозяйстве. Что касается Таможенного союза, то развитие в этом направлении будет создавать по-прежнему благоприятные условия для процветания теневой экономики.

Беседовал: Андрей Заика