На этой неделе стартовали традиционные весенние встречи Международного валютного фонда и Всемирного банка, на которых присутствует и министр финансов Украины Александр Данилюк. Во время своего визита он планирует встретиться не только с первыми лицами МВФ, и ВБ, но и с министрами финансов США, Германии, Франции, Канады. Но будут ли эти встречи результативными и вернется ли господин Данилюк в Украину с хорошими новостями? Ведь программа сотрудничества с МВФ постепенно приближается к завершению, а дата получения очередного транша МВФ в размере порядка 1,9 млрд долл. до сих пор неизвестна.
Напомним, его получение сначала перенесли на третий квартал 2017-го, потом на апрель 2018-го. Когда ближе к апрелю стало понятно, что ситуация с выделением средств принципиально не изменится, премьер Гройсман уже говорил о первой половине 2018-го, а в НБУ склонны считать, что случится это не раньше третьего квартала 2018-го. Учитывая, что действующая программа сотрудничества заканчивается в первом квартале 2019 года, высока вероятность того, что этот транш будет последним. И мы так неохотно выполняем требования МВФ, что и его может не быть.
Фото: Facebook/Олександр Данилюк (Вашингтон, 16 апреля 2018) : *Буде напружений, але цікавий тиждень.*
Напомним, что в начале марта представитель МВФ Йоста Люнгман назвал главными условиями для получения очередной финансовой помощи от МВФ принятие закона об Антикоррупционном суде и повышение цены на газ. И оба этих пункта украинские власти выполнять не хотят.
Текущий законопроект об Антикоррупционном суде, принятый парламентом в первом чтении, не отвечает всем требованиям фонда и Венецианской комиссии и его необходимо доработать. К законопроекту уже подали порядка двух тысяч поправок и профильный парламентский комитет еще работает над документом. Количество правок пугает, сложно предположить, что все они необходимы и лишь повышают качество законопроекта. А главное – при таких обширных изменениях во втором чтении будет рассматриваться уже другой по сути документ. При этом солидарная позиция в отношении ключевых его пунктов – юрисдикции суда и полномочиях совета международных экспертов – до сих пор отсутствует. Идеальный сценарий предполагает, что закон будет принят в середине мая. Но само его принятие еще не гарантирует получение транша МВФ, ведь закон должен соответствовать ожиданиям фонда. А мы помним, что после принятия законопроекта в первом чтении у МВФ и Всемирного банка было немало замечаний к документу, в ответ на которые Президент Порошенко в интервью Financial Times сделал очень резкое заявление, что международные доноры не могут диктовать законы для Украины.
Из-за неопределенности в отношении создания Антикоррупционного суда, по всей видимости, буксует и решение правительства в отношении цены газа. Напомним, фонд требует, чтобы правительство привело цену газа к уровню импортного паритета, что потребует ее повышения. Естественно, не скрывающий своих политических амбиций премьер, не хочет идти на очередное повышение тарифов для населения. Правительство взяло, по всей видимости сознательную, паузу в решении этого вопроса, ведь без положительного решения МВФ относительно закона об Антикоррупционном суде, выделение следующего транша не состоится, и возможно идти на непопулярные меры премьеру не придется.
Фото: Владислав Мусиенко
Не добавляет определенности процессам и украинский парламент. Депутаты с треском провалили голосование за законопроект о корпоративном управлении в госбанках, закладывающий фундамент их реформирования. Заблокировали переход к среднесрочному бюджетному планированию, необходимый для реформы публичных финансов. Предложили принять закон о нулевом декларировании доходов, фактически предлагающий легализацию доходов сомнительного происхождения. Эти и другие попытки саботировать реформы в Украине, регулярно критикуются нашими международными партнерами. Но они могут влиять на происходящие в Украине процессы, лишь пока действует программа МВФ, и ряды тех, кто ждет ее скорейшего завершения, не редеют. И тех, кто уверен, что без поддержки международных партнеров Украина вполне может обойтись, все больше.
При этом в марте НБУ потратил 1,47 млрд долл. на обслуживание госдолга. И суммы эти в ближайшие три года будут только расти – за период с 2018 по 2020 годы Украине потребуется порядка 16 млрд долл. для покрытия наших внешних обязательств перед кредиторами. На сегодняшний день наши резервы лишь не намного превышают 18 млрд долл. И лишними почти два миллиарда долларов от МВФ точно не будут.
Конечно, в страну постоянно поступает валюта, а НБУ регулярно ее скупает на внутреннем рынке. Но если мы посмотрим на итоги прошлого года, то обнаружим, что при 16% росте экспорта, импорт вырос на 23,3%. Причина проста – украинский производитель во многом зависит от импортных составляющих, а значит часть валютной выручки ему нужна для продолжения работы. Экспорт без роста производства невозможен, как и рост производства без увеличения импорта. Еще 2016-м сальдо внешнеторгового баланса было положительным, но по итогам 2017-го ушло в минус. Это справедливая плата за экономический рост, которым мы так гордимся. Соответственно, при росте импорта предложение валюты на внутреннем рынке будет сокращаться.
Фото: dsnews.ua
Влияя не только на курс гривны, но и на возможности НБУ регулярно пополнять валютные резервы. В такой ситуации без поддержки международных финансовых организаций не обойтись и своими силами не справиться.
Даже привлечение средств у частных кредиторов осложнится, если Украина провалит программу сотрудничества с МВФ. Безусловно, мы сможем привлечь средства, и прошлогоднее успешное привлечение 3 млрд долл. подтвердило, что спрос на украинские долговые бумаги есть. Но процент, который нам придется заплатить за эти кредиты, будет выше, чтобы компенсировать сомнения наших будущих кредиторов в нашей благонадежности. Ведь когда ты одалживаешь средства стране, которая проводит реформы под руководством МВФ, ты уверен в том, что спустя время у этой страны будут ресурсы для возвращения долга.
Этой же логикой руководствуются другие международные финансовые организации и правительства других стран, активно помогающие странам, поддерживаемым фондом и обходящие стороной тех, кто от сотрудничества с МВФ отказался. Пережить годы пиковых выплат без внешних займов и помощи будет очень сложно. Как впрочем, и завершить начатые в стране реформы, которые стали возможны лишь благодаря внешнему давлению. Удивительно, почему власть, уже живущую исключительно электоральными настроениями, не пугает перспектива того, что после выборов им достанется страна с очень сложной экономической ситуацией.
Материал взят с сайта LB.ua — проекта Института Горшенина