Общество
День учителя – женский праздник
30 сентября 2011, Наталия Клаунинг

Первое воскресенье октября. Работникам системы образования и родителям школьников не нужно лишний раз объяснять, что это за день. К этому дню готовятся заранее, радуя продавцов цветочных ларьков и сувенирных лавок. В этот день даже самые заядлые скептики и критики говорят добрые слова об учителях. О своих учителях и об учителях своих детей.

 

 

В этот день во всей стране огромное количество прекрасных, умных, заботливых женщин приходит к себе на работу при полном параде и чувствуют себя именинницами. Огромное количество женщин и совсем немного мужчин. Гендерная диспропорция в школьном образовании гигантская. Мужчин-учителей – исчезающее количество. Кажется, пару лет – и они исчезнут совсем. Дело обучения и воспитания – в руках женщин. На них же – и вся ответственность. Им же и достаются все упреки от недовольных.

 

 

В преддверии профессионального праздника Институт Горшенина провел всеукраинский социологический опрос на тему «День учителя в Украине». На вопрос «Как вы считаете, является ли профессия учителя престижной в наше время?» большинство респондентов – 74,1% — ответили отрицательно. И только каждый пятый считает профессию учителя по-прежнему престижной. Вряд ли эти данные могут кого-то удивить. Низкий уровень заработной платы, высокий уровень ответственности и нагрузок, устаревшая материальная база многих школ Украины – вот неполный перечень тех факторов, которые не способствуют росту престижа учительского труда. В последнее время отмечают также досадный факт расширения социальной пропасти между учителем и учеником. Это, в основном, касается столичных школ и школ городов-миллионников. Наступило время, когда многие ученики смотрят на своих учителей свысока и не воспринимают их авторитет. Причина этому – имущественное расслоение украинского общества и сбой в системе ценностных ориентиров украинцев.

 

 

Все годы независимости на всех уровнях говорят о необходимости повышения престижности учительского труда, о системе мотивации для молодежи, которая выберет в будущем эту профессию. Однако за все эти годы существенных изменений не произошло. Приятные исключения наблюдаются на уровне отдельных школ, как правило, специализированных, а также экспериментальных площадок. Главная проблема кадровой политики в отечественном школьном образовании – в отсутствии социальных и карьерных «лифтов» для учителя. Устаревшие звания типа «Заслуженный учитель» звучат слишком по-советски и не дают ощутимых привилегий. Для того, чтобы улучшить свое материальное благосостояния, учителя вынуждены увеличивать себе нагрузку – и без того немалое количество рабочих часов. Часто это происходит в ущерб качеству преподавания, в ущерб здоровью учителя.

 

 

Видимо, к решению задачи повышения престижности учительского труда, государству и профильному министерству следует подходить более инновационно. Во-первых, не лишним будет проанализировать эффективный опыт ближайших соседей, например Польши – в 1999 году там была проведена успешная реформа образования, которая, в том числе, содержала комплекс мер по мотивации и возможности карьерного роста школьных учителей с соответствующим и ощутимым ростом доходов. Возможно, путь к увеличению оплаты учительского труда – в диверсификации расходов на образование. Такая диверсификация предусматривает распределение бюджетного бремени между государством и регионами, в создании региональных и городских попечительских советов, куда входили бы как представители местных органов власти, так и представители бизнес-структур, крупных государственных и частных компаний, которые озабочены реализацией программ корпоративной социальной ответственности.

 

 

При разумном государственном подходе к этому вопросу, профессия учителя имеет все шансы стать намного привлекательнее, в том числе и для молодежи. Пока же все держится на самоотверженных женщинах, которые, несмотря ни на что, умеют хорошо выглядеть и достойно делать свою работу.

 

 

Поздравляем вас, дорогие женщины!

Последнее «Общество»

Общество, Социология Екологія надовго повертається до світового порядку денного, - віцепрезидент Інституту Горшеніна
27 апреля 2021, Институт Горшенина, Алексей Лещенко
Общество, Социология Українцям потрібна екологічна освіта, просвіта та розуміння того, що ми “живемо в борг”, - заступник голови екологічної інспекці
15 апреля 2021, Институт Горшенина
Безопасность, Общество Більшість українців досі вважають Чорнобильську АЕС небезпечною, – опитування
11 апреля 2021, Фонд Эберта, Институт Горшенина
Общество, Политика, Финансы “A Question for Ukraine is What Should a Country Not as Rich as Japan or Eurozone Do?” - Lord Adair Turner, a British economist
21 декабря 2020, Институт Горшенина
Общество, Политика, Украина-ЕС Форум Мира в Париже – новый Давос и даже больше
09 октября 2020, Институт Горшенина
Общество, Политика Олег Устенко: «Наш запас міцності - це близько шести місяців»
24 апреля 2020, Олег Устенко, Наталия Клаунинг
Смотреть все