«В заключительных положениях должны быть указаны изменения в закон о государственной тайне».
Тарас Емчура. Фото: Макс Левин
В заключительных положениях законопроекта о национальной безопасности должны предусматриваться изменения в закон о государственной тайне, потому что без этого не удастся расширить сферу публичных закупок.
Об этом сказал эксперт группы национальной безопасности и обороны РПР Тарас Емчура на круглом столе, организованном в рамках информационного партнерства Реанимационного пакета реформ и Института Горшенина.
«Стратегический оборонный бюллетень, который был утвержден несколько лет назад, говорил о том, что оборонные закупки, закупки обычных вооружений, должны быть выведены в плоскость публичных закупок. Это должно было быть сделано еще до конца 2017 года. Сейчас мы попали в ситуацию, когда ни парламент, ни Кабмин, ни Минобороны не выполняют этот программный документ. Там работа провалена. Я считаю, что было бы хорошо внести в заключительные положения норму, которая установит четкие дедлайны о внесении изменений в закон о государственном оборонном заказе и ряд других законов. Также в заключительных положениях должны быть указаны изменения в закон о государственной тайне. Без них не удастся ни расширить сферу публичных закупок, ни правильно настроить общественный гражданский контроль. Мы бы рекомендовали в заключительных положениях поставить задачу Кабмину и СБУ разработать соответствующий законопроект и подать его в Верховную Раду», — сказал Емчура.
Он также отметил, что важно грамотно выписать некоторые нормы законопроекта о нацбезопасности, так как существующие неточности могут привести к обжалованию законопроекта в Конституционном суде.
«В той версии, которую я видел, написано, что комитет (который будет осуществлять парламентский надзор за спецслужбами, — LB.ua) будет осуществлять контрольные функции. Это невозможно, поскольку комитет способствует Верховной Раде в осуществлении контрольных функций и не является самостоятельным субъектом контроля. Это очень важно учесть в финальной версии, поскольку в 2010 году в Конституционном суде были обжалованы подобные вещи», — подчеркнул он.
По словам эксперта, норма о создании Координационного органа по вопросам разведывательной деятельности должна быть исключена из законопроекта.
«Существует риск, что такой подход может внести дисбаланс в систему управления разведывательными органами», — отметил эксперт.
Также Емчура отметил, что важно подробнее выписать требования к гражданскому министру обороны. По мнению специалиста, такую должность может занимать человек, который пять лет не работал в военных или правоохранительных органа