МВФ
Как долго Германия будет спасать Еврозону?

Уже пятое по счету государство – Кипр, после Греции, Ирландии, Португалии и Испании, обратилось в центральные органы ЕС за финансовой помощью. Для финансового оздоровления данным странам только на ближайшее время необходимо более 400 млрд. евро: Кипру – 10, Ирландии – 80, Португалии – 80, Испании – 100, Греции – 130.

 

 

Если же кризис усилится – понадобится значительно больше. Даже для Евросоюза это значительные затраты. При этом в затылок «первой пятерке» уже дышат Италия и некоторые страны Восточной Европы.

 

На фото - немецкий канцлер Ангела Меркель

На фото — немецкий канцлер Ангела Меркель. Фото: EPA/UPG 

 

Что это: начало распада Еврозоны, а возможно и ЕС? Справится ли Европа с вызовами времени? Над этими вопросами сейчас ломают голову экономисты по всему миру.

 

Чтобы приблизиться к ответам и оценить потенциальные резервы ЕС, стоит вспомнить, чем Евросоюз является по своей сути. Сегодня это политическое объединение, в основе которого – зона свободной торговли с очень высокой степенью взаимоинтегрированности входящих в него стран, с населением 500 млн человек и самой большой экономикой в мире – ВВП ЕС составляет около $16,5 трлн. Европейцам удалось создать самую свободную из всех существующих зон торговли. Даже в рамках ВТО существуют определенные ограничения и квоты. И общая валюта «евро» хоть и является в чем-то политическим инструментом, в первую очередь инструмент экономический, усиливающий возможности зоны свободной торговли, добавляющий синергию.

 

 

В этом смысле политика руководства ЕС последнего времени, в основе которой лежал принцип ускоренного расширения, помимо политических, имела четкие экономические цели: расширяя свою территорию, они расширяли зону свободной торговли, увеличивали тем самым емкость рынка и экономику всего ЕС. Ошибки не было.

 

Но возможности экономик отдельных стран-участниц ЕС неоднородны. Например, такие страны как Германия или Франция, имея сильные экономики, являются лидерами по объему экспорта среди стран ЕС ($1,48 трлн и $581 млрд соответственно). И именно страны ЕС являются их основными торговыми партнерами. Так, 59% всего немецкого экспорта в 2011 году пришлись на евро-государства, в то время как на долю США – лишь 6,95%, Китая – 6,1%. Поэтому, когда Ангела Меркель спасает Еврозону, соглашаясь на очередной немыслимо большой кредит для Греции, она в первую очередь поддерживает зону свободной торговли, и, как следствие, высокий уровень немецкого экспорта. И немецкое общество разделяет эти действия. Так, согласно исследованию, крупнейшей немецкой теле- и радиовещательной компании ARD, 58% немцев согласны с политикой Меркель и ее правительства в связи с еврокризисом.

 

 

Трудно согласиться с экспертами, считающими, что Германии и Франции необходимо прекратить кредитовать остальные страны ЕС в настоящее время. Так как существует реальная вероятность того, что банкротство уже упоминаемых государств и их выход из Еврозоны может привести к серьезному переформатированию всего Евросоюза, вплоть до его распада. Разрушив Евросоюз, страны-экспортеры сразу создадут таможенные и налоговые преграды для своего экспорта, что в условиях общего кризиса неминуемо приведет к многократному уменьшению потребления в Европе, а впоследствии – и к стагнации собственных экономик. Это сейчас немецкие и французские автомобили продаются по всей Европе, но будет ли так после повышения их стоимости на 50-70% при неизбежной девальвации национальных валют большинства стран Европы после распада Еврозоны? Скорее всего – нет. И не из-за того, что греки или болгары тотально пересядут на японские автомобили. Они, скорее всего, перестанут их вообще покупать из-за отсутствия возможности.

 

 

Поэтому кредитование соседей – это попытка поддержания уровня потребления в Европе на существующем уровне и минимизация скорости его падения. Если грубо, Германия кредитует Грецию, чтобы греки могли и дальше покупать немецкие товары. Но эта формула работает только до тех пор, пока существует призрачная надежда, что через исчисляемый промежуток времени заемщик сможет заработать и вернуть кредит. Похоже, что в случае с Грецией эта надежда тает на глазах. Внешний долг страны уже перешагнул отметку 150% ВВП. Если греческая экономика будет не просто стабильной, а покажет рост хотя бы в 2% и будет его поддерживать хотя бы на уровне 1% в год (что уже является фантастическим прогнозом), грекам понадобится более 25 лет, чтобы выйти в ноль. При этом никакого повышения зарплат, льгот или госрасходов. Что также нереально. Иначе срок повышается до отметки 50-75 лет. Другими словами, Греция не может отдать кредит. А финансов на ее поддержание будет требоваться все больше.

 

Все последние годы (как минимум с 1997-го) сальдо внешней торговли Греции было отрицательным, достигнув своего пика в 2008-м (- $60 млрд.). Конечно, для полного описания ситуации необходимо оценить намного больше параметров. Но общие экономические принципы справедливы для всех: если страна постоянно тратит больше, чем зарабатывает, кризис неминуем. Выход же Греции из Еврозоны и даже из Евросоюза не повлечет принципиальных экономических последствий. Конечно, это станет сильным фундаментом для политических спекуляций и хорошим поводом для евроненавистников в очередной раз напомнить о себе. Но экономически это будет скорее облегчение.

 

Германия же, как лидер среди евро-экспортеров, будет готова кредитовать кризисные экономики стран ЕС до тех пор, пока уровень потребления в Европе (а точнее уровень доходов от экспорта) будет покрывать все издержки. И в ближайшее время немецкому канцлеру придется ответить на вопрос: за счет чего немецкая экономика сможет вернуть очередные 400 млрд евро, потраченные на соседей.

 

Поэтому вопрос «Так, может, пришло время отпустить Грецию?» становится все актуальнее.