Среди причин: низкая динамика реформ, невыполнение требований МВФ Нацбанком, повышение минимальной зарплаты.
Вероятность того, что Украина получит в нынешнем году новый транш кредита от МВФ крайне низка – считают участники экспертного опроса Института Горшенина. В частности, экс-министр экономики Украины Виктор Суслов видит одной из причин вероятного отказа в транше последние решения правительства, связанные с изменением бюджета, повышением минимума заработной платы. Несмотря на то, что это пока не выносится в публичную плоскость, однако такое повышение не соответствует соглашениям с МВФ, подписанному меморандуму. «Удастся ли сейчас, в ходе совещания с миссией уговорить каким-то образом ее одобрить эти решения, я сильно сомневаюсь», — отметил эксперт.
При этом, по его мнению, очередного транша не будет долго, точно так же как год назад, когда без согласия МВФ была понижена ставка единого социального сбора. МВФ, как известно, отреагировал негативно. Украина несколько месяцев не получала транш.
Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин также отметил, что проблема с получением транша от МВФ связана с формированием бюджета. «Такие резкие колебания, как пресловутые 3 200 грн (новый уровень минимальной зарплаты, предложенный Кабмином – ред.) явно указывают на то, что далеко не все хорошо (у правительства – ред.) в понимании возможностей бюджета».
Помимо этого, Василий Юрчишин обращает внимание на низкую динамику реформ и консервирование приватизации, пробуксовывание антикоррупционных мероприятий. «Потому я не думаю, что Украине будет, что предложить МВФ в качестве безусловных гарантий», — резюмирует эксперт. «Но, если вдруг МВФ согласится с новыми расчетами бюджета, тогда шансы резко возрастают. В некотором смысле критическим здесь является вопрос бюджета», — оговаривает директор экономических программ Центра Разумкова.
Еще одной причиной, по которой возникли проблемы с получением финансирования МВФ, эксперты называют политику НБУ.
Так, внештатный советник президента Украины, бывший первый заместитель министра финансов Украины Игорь Уманский констатирует, что невыполненных условий МВФ достаточно много, но два основных блока, из-за которых переговоры могут зайти в тупик – деятельность НБУ и непринятые Верховной Радой законы. «Это главные проблемы: в том числе, по нормативам, по золотовалютным резервам, и перспективы, что их исправят, пока не видно».
На невыполнение требований МВФ по величине чистых валютных резервов и в части оздоровления банковской системы обращает внимание и Виктор Суслов. «Есть и по-разному трактуемые части в соответствии, с которыми Украина, например, должна была решить проблему, связанную с одним крупнейшим банком в Украине. Все знают какой, но не называют название и т.д.», — говорит эксперт.
Он же отмечает, что «даже выборы в США в какой-то мере повлияют на решения этих вопросов, поскольку политика новой администрации США по отношению к Украине пока не определена, точнее, не сформулирована».
В то же время Василий Юрчишин считает, что верно и обратное: невыдача очередного транша будет означать, что МВФ не признает успехи Украины, и это будет иметь негативные имиджевые последствия. В том числе «это может существенно повлиять на то, как новая американская администрация посмотрит на Украину», — отмечает директор экономических программ Центра Разумкова. «Здесь очень важен психологический момент успешных переговоров с МВФ, успешного продолжения решения, во многом от этой миссии МВФ будет зависеть программа финансирования Украины и на следующий год», — считает эксперт.
На имиджевых последствиях акцентируют внимание и другие эксперты.
«МВФ в Украине – это «светофор», в первую очередь. Важно, что если нет программы, нет ее продления, то это «красный свет» для всех остальных наших институциональных партнеров. И, соответственно, для возможностей заимствовать и обеспечивать финансирование дефицита госбюджета. Потому что на сегодняшний день программа по заимствованию практически не выполняется, приватизация также стремится к нулю. И, как следствие, источников финансирования практически нет. В конце года, когда необходимо обеспечить проведение расходной части в полном объеме, это станет достаточно серьезной проблемой. По сути, мы возвращаемся в ситуацию Азарова, который создавал, зачастую искусственно, дефицит казначейства для своих целей, но в данном случае это будет не искусственно, а объективно. Это означает, что Минфин уже с середины ноября столкнется с проблемой проведения незащищенных статей. А к концу декабря может быть проблема и с защищенными статьями», — подчеркивает Игорь Уманский.
«Транш был важен для того, чтобы Украина укрепила доверие к своей финансовой политике. Сам факт предоставления очередного транша весьма важен для стимулирования доверия инвесторов, тем более что Украина в следующем году собиралась размещать на финансовых рынках свои ценные бумаги. Неполучение этого транша, по крайней мере, вызовет более осторожное отношение. А дальше, в январе, возникнет следующая тема: суд вокруг трехмиллиардного долга Украины России, суд который, с большой вероятностью, Украина может проиграть. И все это будет влиять негативно на дальнейшее развитие ситуации», — резюмирует Виктор Суслов.