СМИ
​Кремль как уникальный рекламодатель

Вслед за турбулентностью в различных секторах российской экономики, серьезные проблемы начались и в секторе российских медиа. Сокращения сотрудников на канале Life-news в начале лета текущего года – лишь маленькая внутрикорпоративная неурядица по сравнению с теми тенденциями, которые наблюдаются у монстров федерального эфира.

 

 

Если внимательно читать российские СМИ экономической направленности, в которых уровень журналистской свободы по-прежнему достаточно высок, то выясняется, что три крупных телеканала закончили первое полугодие 2015 года со значительным убытком из-за проблем с доходами от рекламы.

 

Самый пострадавший телеканал – НТВ, который стремительно начал терять не только финансы, но и аудиторию. Связано ли с этим уже анонсированное увольнение генерального директора НТВ Кулистикова – непонятно. Но если и совпадение – то очень показательное.

 

Но самое интересное – это даже не НТВ, а империя пропаганды ВГТРК, которая в этом году отметила свое 25-летие и впервые за многие годы обратилась за помощью к государству. Например, в 2014-м году ВГТРК показал чистый убыток в 2,8 млрд. руб., а в текущем году ситуация еще более усугубилась.

 

«Первый канал» – убыток почти 1 млрд. рублей.

 

Газпром-медиа – убыток 2 млрд. рублей.

 

Братья Ковальчуки уже полгода ходят по рынку и пытаются продать практически за любые разумные деньги телеканал СТС. Важная деталь – лично Ковальчук и банк «Россия» с весны 2014 года находятся под санкциями Минфина США. Продажа очень осложняется как внешними факторами (высокая вероятность того, что сделку невозможно будет закрыть из-за наложенных на «СТС Медиа» экономических санкций), так и внутренними (вступающим в силу с 2016 года поправкам в закон «О СМИ», которые запрещают иностранцам владеть напрямую или косвенно более 20% в учредителе любого СМИ).

 

Единственным потенциальным покупателем вроде как оказался Алишер Усманов, который все еще покупает медиа-активы в России в ситуации, когда большинство владельцев их пытаются «сбросить» за более-менее достойные деньги. Сам Усманов, безусловно, не преминет купить «СТС» с максимальным дисконтом.

 

О чем это все говорит? Как минимум о двух вещах. Первое – рекламодатель традиционно не любит размещать свою рекламу в негативном контексте. А среди постоянного треша – и подавно. Это объективные законы рынка, по причине которых, кстати, валится и украинский рекламный рынок. И это обстоятельство не исправить даже высокими рейтингами.

 

Второе – медиа-рынка как такового в России очень скоро может не стать вовсе. Как минимум – телевизионного. На его место придет (уже приходит) рынок пропаганды, полностью зависимый от господдержки и не нуждающийся ни в каких заказчиках и рекламодателях, кроме Кремля.

 

А теперь ключевой вопрос – хватит ли ресурсов у российского государства для поддержки всех телевизионных империй, неспособных ни на что, кроме пропагандистского угара, и разучившихся, как минимум, окупать себя? На фоне колоссальных расходов на спасение «Уралвагонзавода», сворачивания инфраструктурных проектов (в том числе и сокращения строительства объектов инфраструктуры под ЧМ-2018), на фоне схлопывания одного за другим автомобилестроительных кластеров, и далее по списку, спасать еще и тонущий медиа-рынок – возможно ли это?

 

Вероятнее всего – да, возможно. Судя по российскому мейнстриму, даже если в РФ вдруг не останется средств для выплаты пенсий и зарплат – три столпа современной России – ВПК, армия и медиа – продолжат жить в условиях «защищенного бюджета» несмотря ни на что.